Что означает этот возглас?
Прокимен(от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий). Это отрывок из того или иного псалма, который исполняется перед чтением Евангелия, Апостольских посланий или книг Ветхого Завета, служит своеобразным предисловием к ним, выражает главную мысль читаемого, а если чтения не положено, указывает на общее значение дневной службы. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.
В четвертом-пятом веках в качестве прокимна на богослужениях звучал целый псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Позднее сложилась традиция исполнять отдельные стихи, наиболее ярко и глубоко передающие смысл последующего отрывка из Священного писания. Например,
- в память апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»;
- в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»;
- воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д.
Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф.
Малый прокимен возглашается:
- священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене;
- чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии.
Великие Прокимны полагаются на вечерне в великие Господни праздники и в самые эти праздники, а также на вечерне Недели сырной и в воскресенье вечерни Великого поста, кроме Недели ваий. Великие Прокимны прославляют величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.
В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется Великий Прокимен - "Господь воцарися, в лепоту облечеся". В этом прокимне и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28:18), под властью Его не только Вселенная, Им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века.
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Святого Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
- Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
- шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
- первый час в Великий четверг (читается паремия).
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа.
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев