Преподобный Иосиф Исихаст об искушениях.
Насколько мало терпения, настолько великими кажутся искушения. И насколько привыкает человек их терпеть, настолько они уменьшаются, и он преодолевает их без труда.
Ибо человек имеет право столько благодати иметь в себе, насколько с благодарностью терпит искушение, насколько он безропотно несет тяготу ближнего.
Знай, что всегда благодать предшествует искушениям, как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: «Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный».
Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святую волю. Бог, как преблагой Отец, дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно вытерпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько больше он получает благодати, настолько и прибавление искушений.
Согласно этим непостижимым правилам и законам промыслительного Божия управления творением, в жизни должны быть и разнообразные скорби и болезни, подчиненные некоей общей последовательности. Большинство людей, не имеющих понятия об этого рода искушениях, посредством которых Бог регулирует нынешнюю и будущую жизнь, пытаются их избегать и попадаются в сети сатаны, который прикидывается спасителем.
Если кто узнал, каков дар Божий, что он – скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень.
Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.
Когда унываешь и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда увеличиваешь свои скорби.
Без искушения не познаются чистые души, не проявляется праведность, не различается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.
Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений.
Искушение – это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны.
Тогда наверняка бойся, когда благодать действует в тебе. Если же видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся.
«Мужайся, душа моя», – говори. Вот это все – искушение, испытание и скорбь, а потом много дней у тебя будет мир, и радость, и благодать.
Показывает тебе [Господь] немного меда, а под ним спрятал целый склад горечи. Предшествует мед благодати, а следует горечь искушения.
Ты с Бога начинай и Богом заканчивай, и не бойся восстающих на тебя искушений. Ибо благодатью Христовой они, как дым, растворяются.
Отсутствие естественного pассуждения делает необходимым пpиобpетенное pассуждение, котоpое пpиходит не без мучений, в теpпении жестоких испытаний. Вот почему Божественное Домостpоительство попускает, или, скоpее, теpпит гpеховные искушения, в котоpые впадают несовеpшенные люди, чтобы они могли совеpшенствоваться, пpиобpетая посpедством познания вещей истинный опыт.
Если камень не ударится о камень, не появится искра, а муж неискушенный – никуда не годен.
Искушение приходит в соответствии с мерой каждого. И ты должен вытерпеть, чтобы выйти победителем.
И искушение – где бы ты ни был, где бы ты ни остановился – рядом с тобой. Места без искушения не существует.
Всеблагой, доброе мое дитя, не делает ничего, чтобы не было нам на пользу души. Будь то болезнь или искушение, что бы Он нам ни попускал, делает это для нашей пользы.
Дитятко мое, это искушение – диавол, и только молитва его попаляет, и пост ему портит нервы, нервирует его.
И обители, которые постоянными искушениями и скорбями мы строим, скоро станут нашими.
И тогда уже жаждешь, когда снова придут искушения, ибо теперь познал, какая от них польза.
Поэтому Господь попускает нам искушения, чтобы мы очистились от предубеждений.
Тогда, попущением Божиим, впадает человек все в новые искушения, чтобы научиться прекрасному смирению.
И, опять-таки, надобно человеку пройти через многие и великие искушения, превосходящие силу его, чтобы достичь сего познания [собственной немощи]; когда же сделается он его причастником, то одержит верх и над ними, и надо всем иным.
Итак, благодать, подвеpгая подвижника матеpинскому наказанию, позволяет ему впасть в сатанинские искушения, чтобы он мог в боpьбе самостоятельно завоевать опыт, словно военный тpофей, и сумел вместе со всей Цеpковью, подобно апостолу Павлу и отцам, говоpить, что «нам не безызвестны умыслы вpага» (2 Кор. 2, 11).
И свидетель мне Бог, что в самых больших моих искушениях я нашел самое большое утешение.
Подготовила Юлия Балаянц
источник сайт Православие.ру
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев