«Этот вопрос му'тазилиты называли «явлениями». Они говорили, что Аллах пречист от случайных явлений, частей, изменений и границ, а преследовали этим отрицание атрибутов и действий Аллаха, Его отделенность от творений и возвышенность над Троном. Они употребляли по отношению к приверженцам Сунны и подтверждения атрибутов Аллаха неоднозначные фразы, из которых люди понимали неправильность их мазхаба. Так, когда они говорили, что Аллах пречист от случайных явлений, то во внешнем смысле этой фразы нет ничего порицаемого, потому что люди понимают из этого, что Он пречист от изменения и ухудшения, как это происходит с людьми в случае болезни и слабости. И нет сомнений, что Аллах пречист от этого. Однако их целью было сказать, что у Аллаха нет ни Знания, ни Могущества, ни Жизни, ни Речи, которую Он произнес, и ничего из тех атрибутов, которые они называют случайными явлениями.
Когда же они говорят, что Аллах пречист от границ, объемов и направлений, дают понять людям, что они имеют в виду, что творения не ограничивают Его и что изделия не содержат Его в себе. И этот смысл верен. Однако, их целью было сказать, что Аллах не отделен от своих творений, и что нет над небесами никакого господа, и нет над Троном никакого бога, и что Мухаммад ﷺ не возносился к Нему, и что ничего от Него не спускается, и ничего к Нему не поднимается, и ничего к Нему не приближается, и не поднимаются к Нему руки во время мольбы и другие джахмитские взгляды.
А когда они говорят, что Аллах не является телом, дают понять людям, что Аллах не относится к творениям и не похож на тела творений. И этот смысл верен. Однако, их целью было сказать, что Аллаха невозможно увидеть, и что Он не разговаривает сам, и нет у Него никаких атрибутов, и что Он не отделен от творений и тому подобное.
А когда они говорят, что с Аллахом не происходят случайные явления, дают понять людям, что хотят сказать, что Аллах не изменяется и не происходят с Ним те явления, которые происходят с творениями, изменяющие и ослабляющие их. И этот смысл верен. Однако, их целью было сказать, что нет у Аллаха действий, которые Он совершает сам и по своему выбору, и нет у Него Речи и действий, которые связаны с Его волей и могуществом, и что Аллах не может возвышаться, спускаться и приходить, и что не было при создании творений никакого действия от Него, но сами творения являются действием. То есть нет ни действия ни того, на что оно направлено. Нет творения и нет сотворенного. Но сотворенное и есть творение, а то, на что направлено действие, и есть действие. И все в таком духе».
«Дар ат-та'аруд», 2/13.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев