Финансовые возможности у регионов разные, поэтому и средняя зарплата учителей в Москве и Ингушетии, например, отличается более чем в 4 раза (111744 и 25959 рублей).
Диспаритет порождает миграцию – учителя из бедных регионов переезжают в богатые. Например, в столицу. Там проблема кадрового дефицита, как известно, менее остра, чем в провинции.
Однако и в Москве учителей не хватает. Дополнительные деньги могут, как это не парадоксально на первый взгляд, отрицательно повлиять на штатное расписание. Опросы показывают, что сегодня 67% школьного педагогического состава работает с нагрузкой более чем 1,44 ставки, а 17% – на 2 ставки и более. Если стоимость часа увеличивается, то сокращается средняя нагрузка – у людей появляется возможность вспомнить о досуге.
Каким же образом тогда бороться с нехваткой учителей? По оценке Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» она достигает уже 250000 человек. Программы бакалавриата всех отечественных вузов выпускают около 23 тысяч человек в год, что примерно соответствует количеству педагогов, ежегодно уходящих на пенсию. О покрытии кадрового дефицита речь не идёт даже с учетом увеличения количества бюджетных мест в вузах по педагогическим направлениям до 75000 в 2024 году.
Всё чаще раздаются предложения открыть двери школ для соискателей с непрофильными специальностями. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, например, предлагает дать таким людям возможность сначала трудоустроиться в школе, а уже затем пройти курсы переподготовки по педагогике или поступить в педагогическую магистратуру.
Профессиональные стандарты допускают для учителей профильное образование не только в рамках группы направлений «Образование и педагогические науки», но и по другим специальностям, если они соответствуют преподаваемому предмету. При условии получения дополнительного профессионального образования по своему школьному профилю базовый диплом может быть любым.
Будущей весной исполнится 10 лет со старта проекта «Учитель для России». Он как раз был призван насытить школы глубокой провинции талантливыми учителями с непрофильным образованием, но со средним вузовским баллом не ниже 4 и знанием иностранного языка. Спонсорский фонд позволял выплачивать им 25-35 тысяч рублей ежемесячной стипендии в дополнение к учительской зарплате. В случае с Ивановской, Костромской, Псковской,Тамбовской областями, Калмыкией Крымом, Дагестаном, Кабардино-Балкарией, Ингушетией, Карачаево-Черкессией, Северной Осетией, Чечнёй и Мордовией речь идёт об удвоении заработка.
Тем не менее, по информации на сайте программы за десятилетие подготовлено всего около 650 учителей. С 2023/24 учебного года программа поменяла название – «Учитель для каждого». Как видно из представленного ниже скриншота, о массовости речь по-прежнему не идёт.
По-видимому нужна ещё одна программа – содействовать возвращению бывших учителей в профессию. В 2019 году Минобрнауки РФ сообщило, что только 40% выпускников педагогических вузов страны работают по специальности. В конце февраля текущего года редакция сайта Российского союза ректоров опросила на этот счет несколько крупных педагогических университетов. Выяснилось, что от 60 до 77% выпускников всё-таки попадают в школы по окончании вузов. Однако многие из них надолго там не задерживаются.
Если даже проверенный метод повышения зарплат не помогает вернуть молодых учителей в школы, то государству остаётся разве что попросить о помощи их пожилых родителей. Анекдот на больную тему:
– Сынок, просыпайся, опоздаешь в школу.
– Мама, я больше не пойду в школу, мне там плохо: учителя вечно злятся, ученики грубияны и шутят пошло, в столовой плохо пахнет.
– Понимаю, сын, но есть такое слово – «надо». Ты же директор.
Дмитрий Манылов
Источник: forpost-sz.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4