История «Судавского угла» как особенного района Самланда начинается в 80-е годы XIII века. В это время Тевтонский орден завершает завоевание Пруссии. Последней независимой прусской землёй осталась Судовия.
Поскольку Судовия оказалась пограничной с враждебной Ордену Литвой, то, по мере её покорения, местное население стало организованно переселяться вглубь уже покорённых прусских территорий. В Судовии существавала архаичная общественная структура, простыми словами, местные нобили стояли во главе зависимых от них родовых объединений. Переход на сторону Ордена такого нобиля означал переход и зависимых.
Согласно сообщению «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга, в Самбию было переселено 1600 судавов. В Самбии получил земельные владения известный судавский нобиль Скуманд, перешедший к Ордену «со всеми чадами и домочадцами». Магистр Пруссии Конрад фон Тирберг пожаловал ему и трём его сыновьям «селение, называемое Сткунио», вместе с некоторыми другими владениями, со всеми правами. Сам Скуманд умер в замке Бальга. К комтуру Бальги пришёл ещё «один нобиль из Судовии по имени Руссиген, со всеми чадами и домочадцами». Нобиль Катце/Гатце в 1301 году получил деревню Судау («villa Sudowe») - ныне Октябрьское.
Можно констатировать, что в Самбию были переселены в общей сложности несколько тысяч судавов, образовавших компактное этно-территориальное образование, которое получило наименование «Судовский угол».
Основной целью Тевтонского ордена являлась колонизация данного района, опустошённого в ходе завоевания. Для Ордена это было выгодно сделать за счёт этнически чуждого для местного населения Самбии. Судавы, вырванные из ранее сложившихся традиоционных связей и являвшиеся инородным элементом, были вынуждены теперь ориентироваться только на Орден. Кроме того, Орден был заинтересован в борьбе с литовскими набегами, которые осуществлялись через Куршскую косу. Необходимо было оградить основной район добычи янтаря от набегов, поскольку она составляла одну из важных статей дохода Ордена.
Граница «Судовского угла» выглядела следующим образом. Она шла с севера на юг от Георгенсвальде (Отрадное) через лесничество Варникен (Лесное), Грюнвальде (Заливное), поворачивая затем на северо-запад и проходя, примерно, через Берсникен (Ягодное), Бардау (Гордово) и Каркстепеллен (район Янтарного). На западе естественой границей являлось побережье Балтийского моря.
Грос- и Кляйн-Курен (соответственно Приморье и Филино) были населены рыбаками-куршами и поэтому этнически лежали вне «Судовского угла». Вне этнических границ находились два поселения: деревня Кляйн-Хубникен (Синявино), основанная немецкими крестьянами-переселенцами, и селение Хайлиген-Кройц (Красноторовка) - центр церковного округа.
В деревнях проживали почти исключительно судавы, которые длительное время придерживались своего языка и обычаев. «Судовский угол» устойчиво существовал вполть до конца XVI века, являясь своеобразным этническим анклавом.
Судовы продолжали поклоняться своим прежним богам, совершая традиционные жертвоприношения, а их праздники и обычаи носили языческий характер.
Абель Вилль писал в предисловии к составленному им Катехизису на прусском языке (1545 год), что «судавы, хотя их разговорная речь и является чем-то иным, нежели прусский язык, как это напечатано тут в Катехизисе, всё же вполне достаточна для понимания слов». Иначе говоря, несмотря на то что население «Судовского угла» разговаривало на особом диалекте, отличном от языка пруссов Самланда, однако языкового барьера между ними не существовало.
Сохранение этнической особости судавов имело своим следствием тот факт, что при выделении стипендиальных мест для этнически меньшинств в Кёнигсбергском университете особым распоряжении герцога Альбрехта выделялось восемь стипендиальных мест для студентов «из литовцев, пруссов и судавов». Затем изменились принципы записи в университете: территориально-государственная принадлежность студентов указывалась вместо этнической индентичности.
Наличие на побережье Самланда этнически прусской территории, компактно населённой судавами, привело к тому, что именно судовов стали считать этническими пруссами. С XVI века стали появляться работы по истории Пруссии, где соотносили Судавию, которая по мнению авторов того времени находилась на Самланде, с той Аустеравией, о которой писал ещё Плиний.
С начала XVII века употребление немецкого языка расширяет свою сферу. До середины XVII века прусский, т.е. судавский, нижненемецкий и верхненемецкий языки употребляются на территории «Судовского угла» на равных.
Процесс этнической деградации «угла» связан с прекращением существования каммерамта Судауэн между 1706 и 1712 годами, когда более его не упоминают. Употреблялся некоторое время термин «большой судовский морген».
Таким образом, история «Судовского угла» завершилась.
По материалам работы А. Новикова «Судовский угол».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев