В этом году 13 июня отмечается 50-летний юбилей создания РСДН-20. Система была задана в составе из 3 станций, расположенных в н.п. Болотное Новосибирской обл., ст. Красноармейская Краснодарского края и п. Эльбан Хабаровского края. Затем, в 1988 году система была дополнена еще одной станцией, расположенной в п. Ревда Мурманской обл.
Особенностью системы РСДН-20 является то, что по сравнению с другими системами РСДН, она работает в СДВ диапазоне. В связи с этим, размеры антенных устройств, которые всегда соизмеримые с длиной излучаемой волны, потребовали для создания станций РСДН-20 крупнейших антенно-мачтовых сооружений (АМС). Такие сооружения сложны в инженерном отношении и потребовали особого подхода к проектированию, строительству и эксплуатации.
Из зарубежных источников известны СДВ-радиостанция НАТО в Англии, «Катлер» в США, «Звезда» в Австралии и др. АМС станций РСДН-20 построены по проектам ЦНИИпроектстальконструкция на базе исходных данных ГСПИ Министерства связи СССР.
В данной статье рассматриваются основные конструкции АМС станции РСДН-20.
Основные технические характеристики АМС РСДН-20
Основным передающим устройством является одноэлементная антенна зонтичного типа с емкостной нагрузкой, которая состоит из антенного полотна, подвешенного на мачтовых опорах и высокочастотного заземления из медных проводов, уложенных в грунте под антенным полотном.
Несущими конструкциями антенного полотна являются 7 мачтовых опор: одна центральная высотой 308,9 м, четыре периферийных - высотой по 275,75 м и две периферийные (угловые) - высотой по 277,3 м. Общий вес металлоконструкций составляет более 2500 т.
Антенное полотно состоит из 6 секторов, которые могут опускаться для технического обслуживания (по очереди). Вес антенного полотна составляет 96 т.
Периферийные опоры расположены по окружности с радиусом 600 м вокруг центральной, образуя правильный шестиугольник со стороной 600 м.
Все АМС объектов 510, 520 и 530 введены в эксплуатацию в 1965 г.
Монтаж конструкций мачт выполнен монтажными управлениями треста "Спецстальконструкция”: об. 510 - Ростовским управлением треста “Южстальконструкция”; об. 520 - № 27, Челябинск; об. 530 - № 23, Ижевск.
Металлоконструкции стволов мачт изготовлены Московским заводом металлоконструкций (станция Соколовская Московской железной дороги) в
1964 году.
В процессе эксплуатации, в конструкции АМС вносились следующие дополнения:
В 1967 г. установлены виброгасители ВГ-5-33 на хордовых канатах антенного полотна, установлены виброгасители ГВП-6-1 и ГВШ на оттяжках всех мачт.
В 1969 г. установлены высокочастотные переходы (токонесущие перемычки) на узлах токораспределительного кольца.
В марте 1970 года изменена конструкция ввода от токораспределительного кольца до проходного изолятора.
В 1972-1973 г.г. были установлены вертлюги вместо полиспастного блока и муфты предельного момента на лебедках подъема-спуска антенного полотна. Данные устройства значительно повысили надежность АМС.
При разработке конструкции АМС объекта 515 п. Ревда были учтены замечания и предложения специалистов действующих станций. В результате АМС станции имеет следующие изменения:
- сокращено количество лебедочных павильонов и кабельных линий электропитания лебедок в 2 раза. Их стало 6 шт. (по 2 лебедки в одном павильоне) вместо 12 шт. на объектах 510-530. При этом датчики натяжения антенного полотна расположены а антенном павильоне, а не на открытом воздухе;
- изменена конструкция фидерного ввода антенны с целью обеспечения закрепления его к анкерным фундаментам, что позволило ограничить перемещение токораспределительного кольца при сильной ветровой нагрузке;
Особенности эксплуатации АМС РСДН-20
Особенности эксплуатации АМС РСДН-20 обусловлены в первую очередь большими размерами антенного поля, большим количеством электролебедок и кабельных линий, значительной высотой мачт и сложной конструкцией фидерного ввода антенны, токораспределительное кольцо которого расположено на высоте 21 м о земли. Для проведения технического обслуживания АМС требуется большое количество специалистов различных специальностей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев