(9 февраля 1920 года, д. Худяково, Ирбитский уезд, Пермская губерния, РСФСР — 22 декабря 1990 года, (70 лет), )
Григорий Андреевич Речкалов — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково (ныне село Зайково) Ирбитского района Свердловской области в крестьянской семье. Когда Григорий Речкалов учился в школе его семья перехала в село Бобровку и он закончил там 6 классов в школе посёлка Большой Исток.
С 14 лет начал трудовую деятельность электромонтёром на местном мельзаводе. Позднее он переехал в Свердловск и работал на Верх-Исетском заводе, там же учился в ФЗУ. Там же, на заводе, он увлекся планеризмом в местном кружке, а потом попали в городской аэроклуб.
В 1938 году Речкалов был призван в армию и направлен в Пермскую военную школу лётчиков (в этой школе ранее обучался и Покрышкин). Окончив школу год спустя в звании сержанта, был направлен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
В январе 1940 года 55-й ИАП был переведен в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Принимал участие в "освободительном" походе в Бессарабию и Молдавию и к 22 июня 1941 года дислоцировался на аэродроме у села Семеновка, на окраине города Бельцы.
За день до начала войны Речкалов проходил врачебно-лётную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако 22 июня началась война и никому (прежде всего самому Речкалову) не было дела до его медицинское заключение о негодности к службе. Речкалов летал на "Чайке" и с первых же дней участвовал в воздушных боях. На "Чайке" он сбил свой первый самолёт - уже 27 июня, попав в Me-109 реактивным снарядом. На ней же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16. Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолёты «Як-1», но в апреле 1942 года сбежал в свой полк. К тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й Гвардейский авиационно-истребительный полк (16 гиап).
В декабре 1942 года 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й зап для переучивания на “Аэрокобры”. С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв Григорий Речкалов сбил 19 самолётов противника, причем в трех боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном — 3. Именно в небе Кубани впервые появился его прославленный позывной "РГА". Бесшабашно храбрый, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной “Аэрокобре”, помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА на хвостовой части фюзеляжа. К маю 1943 года Речкалов становится командиром звена в группе Покрышкина. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Речкалову Григорию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№994).
Летом 1943 г. во главе восьмерки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху — в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109. Осенью 1943 г. во время знаменитой “охоты над морем”, открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолета - 2 Ю-52 в одном вылете и летающую лодку “Савойя”. Он с удовольствием летал на “охоту”, любил забираться на большую, около 6 тысяч метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву.
На задания ас летал с разными летчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев. Он вёл бои над Азовским морем, когда весной 1944 года полк действовал в составе 4-го Украинского фронта над Крымом, участвовал в Кишинёвской кампании, которая отправила его обратно в места, где он совершил свои первые вылеты в этой войне. В звании капитана он становится заместителем командира полка с богатым боевым опытом. В июле 1944 года Борис Глинка (командир полка) был серьёзно ранен и Речкалов стал временно исполнять его обязанности. 1 Июля 1944 года его наградили второй медалью "Золотая Звезда", за 48 личных и 6 групповых побед, одержанных им в 415 боевых вылетах и 112 воздушных боях.
Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника. Однако стремление Речкалова к увеличению личного счёта, не всегда положительно сказывалось на руководстве подчинёнными (из-за этого позднее и возник конфликт между Речкаловым и Покрышкиным). Он мог выйти из боя с истребителями, хотя лётчики его группы ещё продолжали схватку, и броситься на бомбардировщики, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования. Действуя "по старинке", посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве. Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он был назначен командиром 16-го ГвИАП. Однако командирские должности не шли на пользу Речкалову - то, что делало его великолепным и результативным воздушным бойцом, то же мешало ему быть хорошим командиром полка. Его неоднократно снимали с командования, опять повышали и опять снимали.
Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад. К концу войны на его счету было 56 личных и 6 групповых побед, одержанных в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях. Историк авиации М. Ю. Быков в своих исследованиях боевого пути Речкалова указывает на 61 личную и 4 групповые победы, в том числе 3 личные победы, одержанные летом 1941 года, но не записанные на его боевой счёт.
После войны, в 1951 году, он окончил ВВА. В 1959 г. 39-летний генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. Раннее увольнение из рядов ВВС было связанно и с его военными ранениями, и с его непростым характером. "Хорошего" генерала из Речкалова не получилось, зато получился хороший писатель. Его книги "Дымное небо войны" и "В небе Молдавии" - одни из лучших воспоминаний о войне. Жил в Москве, в последние годы жизни - в городе Жуковский Московской области.
Умер 22 декабря 1990 года. Похоронен, согласно завещанию, рядом с могилой матери на простом деревенском кладбище поселка Бобровский Сысертского района Свердловской области.
Награды
--------------
Дважды Герой Советского Союза (24.05.1943, 01.07.1944);
орден Ленина;
четыре ордена Красного Знамени;
орден Александра Невского (2 октября 1943);
орден Отечественной войны 1-й степени;
два ордена Красной Звезды (26 октября 1955; 1956);
медаль «За боевые заслуги» (24 июня 1948 года);
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
другие медали СССР;
почётный гражданин города Бельцы и других городов.
#К2
#СталинскиеСоколы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Поют Аллилуйя
Некому Василию
Сделавшему 23 вылета
Яко бы сибшего
То ли 2 толи 3 самолёта
И выгнанного с фронта
В 43 за дисциплину
А Речкалову просто
Не повезло с Фамилией