Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжелого танка Т-VI «тигр» № 1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для проведения боевых испытаний. Захваченный танк был отправлен на всесторонние исследования на танковый полигон, где с него были сняты все боевые характеристики. Результаты исследования в виде инструкций поступили в войска и сослужили добрую службу, когда в битве под Курском враг в массовом масштабе применил свои «тигры».
В течение 15 – 17 января, введя в сражение оставшиеся силы вторых эшелонов и резервов, армии продолжали наступление. Войска 67-й армии вели бои за освобождение Шлиссельбурга, войска 2-й ударной армии заняли станцию Синявино. Загнанная в леса и болота на побережье Ладожского озера северная часть шлиссельбургско-синявинской группировки врага несколько раз пыталась, пока она еще не была полностью отрезана от остальных сил, прорваться через узкую горловину для соединения со своими главными силами. В свою очередь, вражеское командование, стремясь не допустить соединения советских войск, непрерывно перебрасывало в район Синявино свои резервы.
С утра 18 января развернулись решающие действия. В 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка № 1, прорвав блокаду, встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. На месте встречи был составлен Акт, хранящийся в настоящее время в Центральном архиве Министерства обороны.
В 12 часов дня воины 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригады, отразив последнюю отчаянную вражескую контратаку, уничтожив при этом до 600 и взяв в плен до 500 гитлеровцев, на плечах противника ворвались в Рабочие поселки № 1 и № 5, где соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В тот же день была окончательно добита группировка противника в Шлиссельбурге и город полностью перешел в руки советских войск. Оставшиеся в лесах и болотах немецкие солдаты и офицеры были пленены или уничтожены. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага.
Наступление войск фронтов на юг, в сторону станции Мга, развития не получило. Противник непрерывно подбрасывал войска и артиллерию в район Синявино. За короткое время ему удалось подтянуть в этот район до пяти дивизий. Не исключалась попытка противника восстановить утраченное положение. Поэтому войска 67-й и 2-й ударной армий, прекратив наступательные действия, стали закрепляться на достигнутых рубежах.
Таким образом был создан «коридор» по берегу Ладожского озера шириной 8–11 км. Вражеская блокада, столько времени душившая Ленинград, была прорвана. Произошло то, чего так долго ждали все граждане Советского Союза. Созданный «коридор» позволил восстановить сухопутные коммуникации города со страной. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города оказался сорван. Была ликвидирована угроза соединения немецко-фашистских и финских войск восточнее Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронты обрели непосредственную связь.
Важнейшим результатом стало резкое падение международного престижа фашистской Германии. Военный обозреватель английского агентства Рейтер писал, что «прорыв германской укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу Гитлера, как и сокрушительное поражение германских войск у Сталинграда».
Советские воины продемонстрировали при прорыве блокады возросшее воинское мастерство, массовый героизм. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, 25 воинов удостоились высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. были награждены орденами и медалями. 136-я и 327-я стрелковые дивизии преобразованы, соответственно, в 63-ю и 64-ю гвардейские дивизии, а 61-я танковая бригада – в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, 122-я танковая бригада награждена орденом Красного Знамени.
В короткий срок, всего за 17 дней, на отвоеванной полосе земли вдоль Ладожского озера по решению Государственного Комитета Обороны были построены железная и автомобильная дороги. Утром 7 февраля 1943 года ленинградцы восторженно встречали первый состав с Большой земли. До конца 1943 года по ней было доставлено 4, 4 млн тонн различных грузов.
С успешным завершением операции «Искра» наступил переломный момент в битве за город на Неве. Отныне инициатива ведения боевых действий под Ленинградом перешла всецело к советским войскам.
#ЛенинградВОВ#К1
Нет комментариев