⠀
22 ноября 1941 года начала свою работу ледовая трасса через Ладожское озеро – единственная транспортная артерия, связывавшая блокадный Ленинград с Большой Землей.
Официальное название эта трасса получила 26 ноября – Военно-автомобильная дорога №101.
Но это для документов.
В обиходе ее чаще всего называют Дорогой жизни.
⠀
Чем была Дорога жизни для блокадного Ленинграда, все мы знаем с детства.
Но это знание не совсем полное.
В самом деле, единственная ассоциация, возникающая в мыслях, когда заходит речь о Дороге жизни – монохромная картинка, восходящая к фотоснимкам и кинокадрам военных лет.
Серо-свинцовое небо, белый лед и черная вереница грузовиков.
Они везут в осажденный фашистами Ленинград хлеб.
Пожалуй, все.
Однако в реальности это было огромное и довольно сложное транспортное предприятие, работающее как на ввоз, так и на вывоз.
В Ленинград шел не только хлеб и продукты первой необходимости, включая медикаменты.
Осажденный город испытывал чрезвычайный дефицит в топливе и электроэнергии.
Если учитывать, что многие оборонные предприятия продолжали работу, то и в сырье.
Не будем забывать также, что Ленинград был городом-фронтом.
Следовательно, ему необходимо обеспечивать постоянное пополнение в живой силе и военной технике.
Это работа Дороги жизни на ввоз.
⠀
А на вывоз – самое ценное, что вообще только можно представить.
Люди.
Прежде всего, женщины и дети.
Когда приходит понимание грандиозности задачи, картинка меняется.
Подход: «А что там думать – всего-то и надо подождать, пока озеро замерзнет, да и пустить по льду машины» уже не кажется таким очевидным.
Нельзя просто так взять, и отправить колонны грузовиков через Ладогу – слишком велик риск.
Нужна разведка, подготовка, материальное обеспечение, научная работа…
Люди, в кратчайшие сроки создавшие этот шедевр логистики и обеспечивавшие его бесперебойную работу, заслуживают доброй памяти.
⠀
К ноябрю 1941 года Ленинград уже 3-й месяц находился в блокаде.
Запасы продовольствия быстро подходили к концу.
Даже войска Ленинградского фронта, сдерживающие натиск врага, снабжались недостаточно – к 16 ноября они были обеспечены мукой только на 10 дней, крупой, макаронами и сахаром – на 7 дней, мясом, рыбой, мясными и рыбными консервами – на 19 дней.
Для жителей блокадного Ленинграда наступили самые тяжкие, черные времена – именно тогда, в последние дни ноября, был достигнут исторический минимум по продуктовым карточкам ленинградцев – норма хлеба была снижена для детей и иждивенцев до 125 гр. в сутки.
Единственным спасением для города было строительство ледовой трассы через Ладогу.
Которое на «той стороне» представлялось маловероятным.
Министерство Геббельса снабдило немецкую прессу методичками: «По льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию».
Однако в Ленинграде были уверены, что строительство возможно.
Еще 24 сентября на стол первого секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Андрея Жданова легло 34 проекта устройства ледовой дороги.
Другое дело, что большая их часть никуда не годилась.
И тогда было принято решение поручить дело специалистам.
Всю работу по подготовке строительства ледовой дороги через Ладожское озеро сосредоточили в Автодорожном отделе Управления тыла Ленинградского фронта. Начальником отдела был военный инженер 1-го ранга Василий Монахов.
⠀
Но даже ему поначалу пришлось туго.
Как образуется лед на Ладоге?
Быстро ли нарастает?
Какая толщина ладожского льда способна выдержать полуторку?
А трехтонку?
А трактор?
Задача со многими неизвестными.
Вот как говорил впоследствии сам Монахов: «У всех у нас были очень скудные сведения о Ладожском озере и о его режиме.
По существу мы шли вслепую…»
⠀
А идти нужно было быстро.
И точно.
Монахов привлек к работе несколько ленинградских НИИ.
6 ноября был представлен первый проект дороги.
Его перерабатывали несколько раз – до тех самых пор, пока не сочли удовлетворительным.
13 ноября был подписан приказ о начале строительства.
14 ноября началась непрерывная ледовая разведка.
Выяснилось, что лед намерзает неравномерно, кое-где ломается и намерзает снова.
В некоторых местах от ветра и донного льда, поднимающегося с поверхности, возникают торосы.
Грузоподъемность льда неодинакова и меняется со временем.
Некоторые участки промерзают отвратительно, и их приходится намораживать искусственно – засыпать ледяной крошкой и заливать ее водой.
Это была сплошная импровизация.
Монахову приходилось всю полноту ответственности брать на себя.
И менять решения чуть ли не по нескольку раз в день – в зависимости от ситуации.
Кроме того, противник, заметивший активность на Ладоге, принял свои меры – иногда разведка шла под огнем немецких батарей.
⠀
Уже 19 ноября – всего лишь за 5 дней – был разработан и проложен ледовый маршрут.
Первым по нему проехал верхом сам Василий Монахов.
20 ноября на восточный берег Ладоги отправили первый пробный обоз – конно-санный.
Утром 21 ноября он вернулся в Ленинград и доставил 63 тонны муки – первый хлеб, провезенный по дороге жизни.
⠀
Вечером того же дня на восток отправилась пробная автоколонна – 10 полуторок.
А вечером 22 ноября – уже «штатный» автомобильный обоз из 60 машин.
23 ноября он доставил в Ленинград 70 тонн ржаной муки.
Дорога жизни стала реальностью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2