В этот день в 1943 году началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт» по выводу из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Операция проводилась по плану и под руководством Центрального штаба партизанского движения при Ставке ВГК и увязывалась с предстоящим наступлением советских войск на Смоленском и Гомельском направлениях и форсированием р. Днепр. В ней участвовало 193 партизанских отряда и группы (свыше 210 тыс. человек). https://www.youtube.com/watch?time_continue=264&v=R5lKf-0aA6w
Она проводилась 19 сентября – 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км.
Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда (группы) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей (свыше 120 тысяч человек), которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.
На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам – по 20тонн.
Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400км.
Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население. Мощный удар по ж.-д. линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.
Задачей операции «Концерт» был вывод из строя больших участков железнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции «Концерт» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов захватчиков. Операция «Концерт» вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск. Пропускная способность железных дорог снизилась более чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии.
Невозможно перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры – С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, В.А. Бегма, Н.Н. Попудренко и много других. По своим масштабам, политическим и военным результатам всенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Невозможно перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры – С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, В.А. Бегма, Н.Н. Попудренко и много других. По своим масштабам, политическим и военным результатам всенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов (из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года[3]). Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии. Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов, переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при недостатке взрывчатки (из-за которого пришлось отменить зимний этап операции) привело к сокращению крушений поездов и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления[
Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов, переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при недостатке взрывчатки (из-за которого пришлось отменить зимний этап операции) привело к сокращению крушений поездов и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления[
У меня книга есть -" Заместитель по диверсиям " ...Автор Илья Старинов......Читать её грустно.....пишет он о том, как ходил, пороги обивал, уговаривая начальников разного уровня,талдыча им что нужна взрывчатка, мины нужны, как их применять и так далее и тому подобное...Думаю на уговоры насяльников он потратил времени больше, чем на дело своей жизни...как пытался к Сталину прорваться со своими идеями...Как письма Сталину писал....
мало кто знает-по плану оперативной группы по минированию объектов в г.Харькове должен был быть заминирован дом по ул.Дзержинскго -17...Старинов проверяя объект , увидел, что он охраняется... после уточнения выяснилось, что этот дом занимает Н.С Хрущев.... Попытки отговоить Хрущева от установки мины дистанционной на время проживания Хрущева не дали результата...Доводы про то, что мины- новинка,,город бомбят,от близкого взрыва может случиться непоправимое , Хрущев отверг...Вы в свою технику верите ?Старинов ответил- верю.....Выполняйте приказ .....Таким образом Хрущев буквально жил на этой мине....до эвакуации....
10 ноября оперативно- инженерной группе пришлось испить чашу горечи: разведка доставила в штаб Юго -Западного фронта копию приказа № 98/41, изданного командованием одной из воинских частей 8 ноября 1941 года. В приказе сообщалось, что при наступлении" доблестных войск фюрера" на Харьков и в самом Харькове обнаружены в большом количестве русские инженерные мины и среди них- мины замедленного действия с часовыми замыкателями и электрохимическими взрывателями...."копию названного приказа Старинову доставили с сопроводительной запиской , написанной незнакомым, но энергичным почерком : " Эти легко обнаруживаемые и обезвреживаемые мины устанавливались под руководством полковника Старинова И.Г.".В то время такая приписка грозила мне серьезными последствиями, вплоть до обвинений во вредительстве..."
Но это была не основная мина...Это была " блесна"....Это дом был взорван в ночь на 14 ноября 1941 года...Так что жизнь самого Старинова И.Г. висела на волоске...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 8
находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года[3]). Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов.
В результате действий партизан пропускная способность железных дорог
снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки
фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.
Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов,
переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при
недостатке взрывчатки (из-за которого пришлось отменить зимний этап
операции) привело к сокращению крушений поездов
и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но
затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления[
переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при
недостатке взрывчатки (из-за которого пришлось отменить зимний этап
операции) привело к сокращению крушений поездов
и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но
затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления[