Адольф Гитлер смертельно ненавидел советских военных, не случайно ни с кем в плену не обращались столь жестоко, как с ними. Но лишь одного офицера советского ВМФ фюрер удостоил чести назвать врагом рейха и своим личным врагом...
В Январе 1945 года советские войска, развивая мощное наступление в глубь фашистского рейха, осадили Данциг — древний польский город Гданьск. В этой старинной цитадели, превращенной нацистами в оплот своего господства в Привислинском крае и на северной Балтике, помимо мощной войсковой группировки оказался отрезанным цвет гитлеровской чиновной элиты — всевозможные фюреры и ...ляйтеры, руководившие ограблением и онемечиванием славянских земель.
А еще в Данциге базировалась 2-я учебная дивизия подводных лодок Рейхсмарине. В январе 1945 года в ее стенах готовились положить жизнь на алтарь служения фюреру и фатерлянду 3700 «белокурых бестий». Уже сформированные экипажи должны были занять места в отсеках 123 спущенных на воду новейших субмарин серии «XXI», оснащенных шнорхелем — устройством для подзарядки аккумуляторных батарей в подводном положении, что резко увеличивало автономность и скрытность плавания.
Подводники гросс-адмирала Карла Деница были последней надеждой Гитлера. Им предстояло реализовать план тотальной подводной войны. Внезапно выпустив на морские коммуникации между Старым и Новым Светом три с лишним десятка «волчьих стай» субмарин, каждая из которых имела боезапас в 20 торпед и автономность плавания до 16 000 миль, фюрер рассчитывал блокировать Англию, нарушить снабжение высадившихся в Европе войск и выиграть время, необходимое для развала антигитлеровской коалиции. Если учесть блестящие технические данные лодок серии «XXI» и серьезность боевой выучки фашистских корсаров морских глубин, этот замысел представлял серьезную угрозу для жизни тысяч союзников.
С 1942 года школа размещалась на стоявшем в порту Данцига огромном пассажирском лайнере «Вильгельм Густлов», первоначально построенном для круизных рейсов нацистской элиты из рейха на Канары, а с началом второй мировой войны переоборудованном под госпитальное судно, а затем в плавучую казарму для любимцев Гитлера. Почти двухсотметровой длины 9-палубный гигант, в высоту с 15-этажный дом, лайнер был разделен переборками на бесчисленное множество отсеков, кроме сотен комфортабельных кают имел рестораны, зимний сад, плавательный бассейн, гимнастический зал. Водоизмещение — 25 тысяч тонн! Не много исполинов, равных «Густлову», бороздит океанские просторы даже сегодня.
И вот этот суперлайнер, имея на борту около 100 экипажей подводников, свыше 4 000 дополнительно принятых на борт высокопоставленных чиновников, генералов и офицеров СС и вермахта (всего более 8 000 пассажиров), со всеми мерами предосторожности в полдень 30 января 1945 года оторвался от причальной стенки и вышел в море...
В этот же день в 20 часов 10 минут крейсировавшая в Данцигском заливе в ожидании целей для торпедной атаки советская подлодка «С-13», которой командовал капитан 3-го ранга Александр Маринеско, всплыла для подзарядки аккумуляторных батарей. Она принадлежала к семейству подводных кораблей серии «С IX-бис», строившихся накануне Великой Отечественной войны, и по своим характеристикам значительно уступала гитлеровским субмаринам серии «XXI». «Эска» имела водоизмещение 870 тонн, дальность плавания 10 000 миль, автономность 30 суток, глубину погружения до 100 метров. Ее вооружение составляли 6 торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых), 100-миллиметровое орудие и 45-миллиметровый полуавтомат. Но шнорхеля советские конструкторы не изобрели, и это создавало в «автономке» немалые трудности.
...Вот уже 17 дней длился поход. Площадь, отведенная для крейсирования, была огромной: от острова Борнхольм до маяка Брюстерорт 150 миль — ширина района, и до горла Данцигского залива в глубину 40 миль. Попробуй осмотри его быстро, а главное, внимательно. Как назло, весь поход не утихал шторм. С большим трудом боцману удавалось удерживать лодку в равновесии минуту-две, пока командир торопливо приникал к перископу. А ночью шла крайне опасная при болтанке подзарядка аккумуляторных батарей.
20 января на «эске» услышали взрывы глубинных бомб. Опытному подводнику эти взрывы говорили о многом. Командир корабля знал, что в отведенный ему для поиска район командование других подлодок не направляло. Значит, отдаленные разрывы «глубинок» вовсе не признак того, что фашисты «гоняют» по Балтике кого-то из его боевых друзей, преследуют обнаруженную субмарину. Нет, ведется профилактическое бомбометание. Коли так, вскоре пойдет крупная дичь — корабли большого водоизмещения в сопровождении эсминцев и торпедоловов, может быть, крейсер...
— Готовьтесь, друзья! — ободрял моряков командир. — Чует мое сердце, вот-вот пойдет конвой. Будет горячее дело!
И шифровка из штаба флота подогревает азарт: «Командирам подводных лодок в море. В связи с начавшимся наступлением наших войск ожидается бегство фашистов из Кенигсберга и Данцига. Атаковать прежде всего крупные боевые корабли и транспорты противника...»
Нелегко командиру лодки. Он отвечает за успех похода, за боевой результат. Беспокоят его балтийские глубины, напичканные на разных уровнях минами — донными и якорными. Как маневрировать, если придется уклоняться от глубинных бомб вражеских сторожевиков? А тут еще одолевают грустные думы о собственном житии. Ведь в поход-то Александра Ивановича отправили смывать кровью допущенный грех. В ночь под Новый, 1945 год Маринеско загулял «маленько» в финском городе Турку. Зашел с товарищем в ресторанчик, выпил стаканчик, а тут и жадная до любовных утех хозяйка заведения приклеилась как банный лист... В общем, вернулся в базу на двое суток позже положенного.
Исчезновение советского офицера в иностранном порту да еще любовная связь с гражданкой другого государства по тем временам было делом подсудным, в штрафные роты ссылали и не за такое. Грозил трибунал и Маринеско. Спасла его только репутация классного профессионала подводной войны (в октябре 1944 года в Данцигской бухте его «эска» потопила вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, причем, расстреляв все торпеды, он отважился всплыть и уничтожить противника огнем носового орудия) да поддержка всего экипажа, души не чаявшего в командире и грудью вставшего на его защиту. Командование решило не выносить сор из избы и, пока шло разбирательство, втихую отправило лодку с проштрафившимся офицером в поход. Но вскоре эта тишина отозвалась столь звонким резонансом...
Вечером 30 января, получив очередную радиограмму штаба флота, где говорилось о начинающейся эвакуации гитлеровцев, Александр Иванович принял отчаянно смелое решение: идти прямиком к Данцигской гавани и караулить врага на выходе из нее.
После 40-минутного стремительного броска к цели всплыли для подзарядки электропитания. Штормовая зимняя Балтика встретила огромными валами, тяжело переваливавшимися через узкий корпус лодки и сыпавшими мириады колючих брызг, снежными зарядами, налетавшими внезапно и плотно — ни зги не видать. И вот когда эту обжигающую холодом круговерть на мгновение разорвало, вахтенный сигнальщик
Анатолий Виноградов взволнованно закричал:
— Огни! Прямо по носу!
Светлячки, мигавшие вдали, не могли принадлежать береговым маякам — далеко, к тому же по военному времени их не зажигали. Значит, цель! И тогда прозвучало:
— Боевая тревога!
Надсадно завыли ревуны. «С-13» выходила в «атаку века».
#К1
#Флот
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Потопили пассажирский лайнер с беженцами и раненными. Из них было около 4-х тысяч детей.
Все это в полигонных условиях ночью по ярко освещённому лайнеру, у которого даже никакой охраны не было.
Точное количество курсантов подводников 918. Выжило более 500.
По сути, Маринеско потопил уже практически принадлежащий СССР океанский пассажирский лайнер
корабль шел под флагом Кригсмарине и поэтому был законной целью по
международным правилам , обычаям
ведениям войны.
На военно морском флоте нет полигонов .
Не теоретически и не практически корабль СССР не принадлежал ,
он входил в состав Кригсмарине.
" Охраны" у кораблей нет , есть и
в данном случае был конвой, командир конвоя за потерю
корабля был расстрелян.
Армения тоже была законной целью, однако кликушество по поводу ее потопления не утихает до сих пор.
Вы, наверное не знаете, что все недотопленные маринесками и коноваловыми немецкие пассажирские лайнеры после войны стали принадлежать СССР и эксплуатировались до середины 80- х годов.
Гуцлов и Штойбен лишними бы точно не были.
Более древний Адмирал Нахимов аж до 1986 года наших людей радовал.
Никакого конвоя, не было. Один полуживой
миноносец, которого Маринеско и не увидел, потому как тот отстал.
Командира миноносца никто не расстреливал, как никто не объявлял траур и Маринеско личным врагом Гитлера.
Если на военно-моском флоте нет полигонов, то как тогда боевая учеба происходит?
утверждение что Маринеско " рассмотрел" , но никак не мое.
По факту В. Густолф шел под
флагом Кригсмарине факт его
уничтожению обосновано и
справедливо трактуется
правилами войны на море, а Вы
пытаетесь их игнорировать, с какой
целью???? , по Вашей " логике" он
должен был открыто запросить
у командира вражеского судна
списочной состав лиц находящихся на
борту , после его получения узнав
что там помимо подводников Кригсмарине находятся гражданские лица он должен был извиниться, пожелать счастливого плавания и
ретироваться.
Прошу Вас применить Вашу " логику"
к случаю потопления 1. 09. 39г.
подлодкой Рейха Британского
гражданского судна.
Я не утверждал что командир
немецкого миноносца расстрелян,
это Ваше сообщение.
морей океанов.
Про расстрелянного " командира конвоя" вы рассказали, а кроме миноносца никакого конвоя и не было.
Имеем; флага Маринеско не видел, вооружения тоже, так как была ночь, конвоя не было. Зато лайнер был освещен как новогодняя елка, что и полагалось пассажирским судам.
А где и как происходит боевая учеба это и без вас ясно и совсем не означает, что полигонных условий у моряков не бывает.
Конечно, военным преступником Маринеско пока еще никто не считает, но это не отменяет того, что он совершил массовое убийство гражданского населения пусть и в рамках обычаев войны.
Поэтому никакого героизма здесь нет.
Маринеско вообще не может вызывать симпатии.
Орден Ленина и первый Орден Красного знамени он получил за банальное вранье и приписанные потопления двух судов противника.
В этом же боевом выходе он торпедировал плавучий госпиталь Штойбен и выдал его за крейсер Эмден.
После уволь...ЕщёБольшего бреда не слышал. Как это Маринеско не должен был флаг рассматривать, а если бы он нейтрала утопил?
Про расстрелянного " командира конвоя" вы рассказали, а кроме миноносца никакого конвоя и не было.
Имеем; флага Маринеско не видел, вооружения тоже, так как была ночь, конвоя не было. Зато лайнер был освещен как новогодняя елка, что и полагалось пассажирским судам.
А где и как происходит боевая учеба это и без вас ясно и совсем не означает, что полигонных условий у моряков не бывает.
Конечно, военным преступником Маринеско пока еще никто не считает, но это не отменяет того, что он совершил массовое убийство гражданского населения пусть и в рамках обычаев войны.
Поэтому никакого героизма здесь нет.
Маринеско вообще не может вызывать симпатии.
Орден Ленина и первый Орден Красного знамени он получил за банальное вранье и приписанные потопления двух судов противника.
В этом же боевом выходе он торпедировал плавучий госпиталь Штойбен и выдал его за крейсер Эмден.
После увольнения из ВМФ он получил срок за воровство и срок за мошенничество.
Постоянно хвастался своими мнимыми победами. В протоколе одного партсобрания где разбиралось его персональное дело, он заявил, что потопил 6(шесть) немецких судов и уничтожил 16 (шестнадцать) тысяч немцев.