Имам аль-Бухари данный хадис сделал названием главы своей книги.
Глава: «Рифк - мягкость во всех делах ».
В этой главе под таким заголовком приводится два хадиса.
Первый хадис передаётся от Аиши رضي الله عنها:
«Однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришла группа иудеев, и сказали ему: «Ас-саму аляйкум!» Они сказали не ас-саляму السلام, а произнесли ас-саму السام. السام – это смерть. И иудеи сказали так завуалированно, скрыто, как будто они говорят «Ас-саляму аляйкум», а сами сказали «Ас-саму аляйкум». Сказали как бы не разборчиво, но это было пожеланием смерти. И мы это поняли», - так перессказала Аиша رضي الله عنها присутствующим. - И я ответила:«Уа аляйкуму ссаму уа лля’на»,- то есть, «Умрите вы и будьте прокляты!» [она ответила им сразу же], на что посланник Аллаха ﷺ ответил:«Подожди, о Аиша! Поистине, Аллах любит мягкость во всех делах». [Очень актуальный хадис, до многих хочется довести этот хадис.]
И я сказала: «О, посланник Аллаха, неужели ты не слышал, что они сказали?! [Они же пожелали тебе смерти!]» Он ответил: «Да, я слышал, но я же им ответил: «И вам тоже».
И после передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если с кем-то из вас поздороваются иудеи, и вам покажется, что они сказали: «Ас-саму аляйкум», то ответьте: «И вам». То есть, пожелайте им того же. Здесь очевидный смысл, все довольно-таки ясно и понятно.
Аиша رضي الله عنها была очень молодой, может быть, в какой-то степени и вспыльчива. Тут дело не во вспыльчивости, а ревностном отношении за посланника Аллаха ﷺ. Ему желают смерти! Конечно же, онаرضي الله عنها ответила так. А посланник Аллаха ﷺ что сделал? Порицал.
Порицание посланника Аллаха ﷺ указывает на неуместность такого ответа. Если бы посланник Аллаха ﷺ промолчал, то это бы стало уместным. Даже может быть, стало бы сунной. Потому что всё то, что происходило при посланнике Аллаха ﷺ, если он утверждал либо своим молчанием, либо своим словом - это стало сунной.
В этом случае он ﷺ порицал ее и сказал: «Подожди, о Аиша! Поистине, Аллах любит мягкость во всех делах». Даже в такой в ситуации, ситуации когда человек преступает границы, идёт против посланника Аллаха ﷺ, он ﷺ учит верующих, как нужно отвечать.
Чему хотел научить посланник Аллаха ﷺ Аишу رضي الله عنها и вообще всех верующих?
Не тому, чтобы она не ответила, а тому, как ответить.
Пророк Мухаммад ﷺ сам ответил, сказав: «И вам тоже». Он ﷺ не порицал то, что нужно отвечать на такого рода пожелания, что нужно сидеть и молчать – нет. Он ﷺ порицал грубую форму ответа, то есть порицал грубость.
Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе порицает грубость, правильно?
Потому что ответ Аиши رضي الله عنها был довольно таки грубым, она еще добавила, что она их прокляла, хотя иудеи не проклинали. То есть, Аиша رضي الله عنها добавила ещё и проклятие. Наверное, это то, что сделал бы практически каждый, может, и побил бы еще их за это, а, может быть, и убил бы. А посланник Аллаха ﷺ учит, как поступить правильно.
Достаточно им ответить: «И вам тоже». Это и будет сунной. Это и будет соответствовать правильному поведению. Кто установил такое поведение? Конечно же, посланник Аллаха ﷺ.
Отрывок из четвертой лекции по Именам Всевышнего Аллаха.
Имя АрРафик الرفيق.
Ибрахим Братов. http://t.me/AsmauLLahi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев