Фильм смонтирован из фрагментов кинохроники, которую снял оператор Семён Галадж, прошедший с дивизией как воин от стен Москвы до Восточной Пруссии.
Кинохроника. СССР 1936 - 1945 - https://www.youtube.com/playlist?list ...
Документальное Кино - https://www.youtube.com/playlist?list ...
Штурм Кёнигсберга 1945 / The Storming of Königsberg - https://youtu.be/QZ48Tim13gs Берлин 1945 / Berlin (The Fall of Berlin) - https://youtu.be/vgSGkxWqWUk 53-я гвардейская стрелковая Тартуская Краснознамённая дивизия
Формирование ведёт свою историю от Дивизии московских рабочих, созданную в соответствии с приказом МВО от 28 октября 1941 года. Директивой Военного совета МВО от 14 ноября 1941 года дивизия переименовывается в 3-ю Московскую коммунистическую стрелковую дивизию.
Первоначально 3-я Московская коммунистическая стрелковая дивизия была сформирована в октябре 1941 года в школе № 3 по адресу Чапаевский переулок, дом 6 из двадцати пяти коммунистических и рабочих батальонов и со второй половины ноября закрывала подступы к Москве со стороны Ленинградского и Волоколамского шоссе. В январе 1942 была переформирована в 130-ю стрелковую дивизию и вела боевые действия в южной части Демянского «котла». Позднее переформирована в 53-ю гвардейскую стрелковую дивизию. https://pamyat-naroda.ru/warunit/53+г ..., https://www.nashapobeda.lv/2678.html Воспоминания
В конце 1941 года киностудия Мосфильм, где я работал, эвакуировалась в Алма-Ату. Враг подходил к Москве. Не закончив съёмки короткометражного фильма «Мать и сын», я добровольцем отправился на фронт. Командовал отрядом истребителей танков, а позднее пулеметным взводом.
Уходя воевать, я, как и многие творческие работники, захватил свое оружие - киноаппарат. Совмещая обязанности командира и кинооператора, я не думал в то время о создании картины об истории своей части. Моей задачей было заснимать всё наиболее яркое в боевой жизни подразделений, что могло тогда же интересовать солдат, сержантов и офицеров, работников далёкого тыла.
Но если художнику достаточно взять с собой краски, полотно и кисти, а писателю бумагу и карандаши, то «хозяйство» кинооператора гораздо сложнее: ему нужно больше оборудования и дорогостоящего сырья. Это была первая и основная трудность, которая, разумеется, не могла не отразиться на качестве съёмок. Но стремление запечатлеть неповторимые эпизоды Отечественной войны заставляли забыть о многих недостатках и трудностях.
А трудности были. Во фронтовых условиях нелегко предохранить аппарат от сырости и ржавчины, а плёнку - от резкой перемены погоды. Нельзя забывать и о том, что съёмки производились в боевой обстановке. Однажды, стремясь запечатлеть интересный эпизод, я уронил аппарат в речку, где он пролежал минут 15-20. Сцену налёта немецкой авиации пришлось снимать, лишь протерев доступные части аппарата, без капитальной чистки его.
Всё это, конечно, отложило свой отпечаток на качество работы. Тем не менее, коллектив работников студии Мосфильм сделал из этого материала полнометражный звуковой фильм «В боях за Родину». В картину вошли, в основном, все этапы боевого пути части, начавшегося у стен Москвы и закончившегося у побережья Балтики.
Однако одного моего желания сделать такой фильм было недостаточно, потому что требовались такие материалы, как негативная и позитивная плёнка. Надо было обработать заснятое, смонтировать фильм, музыкально оформить его, написать дикторский текст, снять мультипликационные карты и т. д. Во всём этом мне помогли товарищи: Саврасов, Сёмин, Суркова, Вайнфельд, Саркисов, Науменко и многие другие, которым я очень благодарен.
Если картина будет способствовать сохранению славных традиций части, воспитанию воинов в духе беспредельной преданности Родине, партии, Сталину - я буду иметь основания считать свою задачу выполненной.
Семён Галадж https://forum.vgd.ru/post/2553/79927/ ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев