На перемене школа жила своей жизнью. По коридорам с криками бегали дети, которых иногда пытались успокоить строгие и невозмутимые учителя.
Десятый А стоял перед дверью в кабинет литературы, учителя почему-то всё ещё не было на месте, хотя через пару минут должен был начаться урок. Прозвенел звонок, но ничего не изменилось.
- Странно, она ведь никогда не опаздывает. Сказала староста класса. Может заболела?
- Это было бы здорово. Загалдел класс, ведь никто не хотел писать сочинение.
И тут в конце коридора показалась фигура Инны Александровны.
- Ну вот!
- Придётся писать.
- Невезуха. Послышались тихие реплики из толпы.
Зазвонил телефон.
- Блин, я опять забыл отключить звук, хорошо хоть урок ещё не начался. Сказал Матвей и полез в настройки телефона, но тот зазвонил снова. - Да как же она меня достала уже! Зло сказал он, нажимая на отбой.
- Поклонница? Смеясь спросил кто-то из ребят.
- Хуже. Мать! Задолбала своими звонками. Бесит!
Инна Александровна внимательно посмотрела на учеников и открыв дверь коротко сказала.
- Прошу.
Все расселись по своим местам, достали тетради и приготовились писать нудное сочинение.
Инна Александровна, словно забыв зачем она здесь, отвернулась к окну. Шли минуты, а она всё так же стояла, словно отгородившись от класса невидимой стеной.
Дети тихо перешептывались.
- Когда будем начинать? Времени же мало, не успеем написать.
Наконец учительница ожила. Она подошла к доске и начала писать тему сочинения, а потом вдруг положила мел и обращаясь к классу спросила.
- Кто-то навещает Колю? Я говорю о Коле Некрасове, который три недели назад сломал ногу. Кто из вас его навестил?
Ответа не последовало.
- Он же ваш одноклассник! С некоторыми даже дружен. Как же так? Ему ведь скучно без общения, а вы...
- Мы общаемся же, каждый день общаемся. Кто-то подал голос.
- Нет! Это не общение! Дорогие мои, написать в интернете как дела и попить вместе чая, это совершенно разные вещи. Неужели вы этого не понимаете?! Я смотрю на вас и думаю, когда? Когда наступает тот момент перевоплощения? Из маленького, доброго ребёнка появляется холодное и циничное существо, которому на всех, кроме себя, наплевать.
Она грустно оглядела класс и ненадолго замолчала, а потом устало опустившись на свой стул продолжила.
- Сегодня мы не будем писать сочинение. Лучше мы с вами поговорим о роли мамы в жизни человека. Моя мама умерла, сегодня ровно сорок дней. Урок закончится и я поеду на кладбище. Буду стоять и думать о том, как редко я говорила что люблю её. Как редко обнимала. Как редко старалась порадовать просто так, без повода. Моя мама была удивительно добра к людям, всегда пыталась помочь. И хоть семья наша всегда жила очень скромно, она умудрялась выкраивать средства для помощи тем, кто живёт ещё хуже. Она почти никогда не покупала себе вещей, постоянно за кем-то донашивала. Когда она заболела, то велела мне похоронить её в том платье, которое носила последние десять лет, а похороны сделать максимально скромными, чтобы на сэкономленные деньги накормить голодных. В этом была вся она. Однажды я спросила, как она смогла прожив долгую и трудную жизнь остаться такой доброй к людям. И она рассказала мне о своей маме. Я продолжу свой рассказ от её лица.
- Отец ушёл на фронт, а мы, а было нас четверо, остались с мамой. Четверо вечно голодных ртов. Я не знаю как маме это удавалось, но сначала у нас всегда дома была еда, не слишком разнообразная, но всё же была. А потом в городе начался голод, Голод- это очень страшно. Но ещё страшнее то, что пережила наша мамочка. Ведь мы постоянно просили еду, плакали, умоляли дать хоть крошечку, а ей бедняжке дать то было нечего. Только став взрослой до меня полностью дошёл смысл того, что ей пришлось пережить. Я закрываю глаза и вспоминаю ту осень, точнее ноябрь. Холодный, мерзкий ноябрь. Мама потихоньку обменивала на еду всё, что можно было обменять. И когда она входила домой мы с замиранием смотрели, как она делит четвертинку хлеба на три части, чтобы в течении трёх дней нас этим кормить. Я говорю нас потому, что мама никогда не ела с нами. Я была слишком мала, чтобы понять почему. Только потом до меня дошло, что она вообще не ела. Совсем. Ничего.
Двадцать девятого ноября мамочка не смогла утром встать и попросила Таню сходить за соседкой. Тётя Галя выставила нас из комнаты и они о чём-то долго говорили. Потом мама позвала нас, попросила каждого поцеловать её и сказала
- Деточки мои любимые, мне нужно улетать на небо. Меня там очень ждут. Слушайтесь тётю Галю. И помните, я всегда рядом с вами и буду любить вас вечно.
Ночью мама умерла. Тетя Галя забрала нас к себе. Она была очень добра, но я каждую ночь засыпая плакала, что моей любимой мамочки нет рядом.
Война закончилась, отец вернулся домой, жизнь потекла свои чередом.
В сентябре мне исполнилось семнадцать а в ноябре мы как обычно всей семьёй пошли на кладбище, к маме. У могилы папа достал из сумки металлическую коробку из-под печенья. Я помнила её, в ней мама хранила документы. И достал оттуда письмо. Он сказал, что мама просила отдать его нам, когда мы будем в состоянии понять смысл написанного и он ждал пока мне, самой младшей исполнится семнадцать. Мы прочитали письмо и все, включая отца, долго плакали. И стали носить его на кладбище на годовщину маминой смерти и читать. Каждый год. Мы знали его наизусть и всё равно каждый раз плакали. Это письмо хранила Таня,когда её не стало, Серёжа, потом Костя. Теперь оно хранится у меня. Когда меня не станет его будешь хранить ты. Ты спрашиваешь как я смогла остаться доброй к людям. Всё очень просто. Когда мне было особенно плохо или я злилась на кого-то я перечитывала письмо и мне становилось легче. Так поступал каждый из нас. Мы прожили свою жизнь достойно только благодаря нашей мамочке, ведь мы так боялись огорчить её. Нам всем было важно чтобы оттуда, с небес, мама могла нами годится.
- Вот так вот дети. Учительница быстро вытерла слезы и глубоко вздохнула, пытаясь этим глотком воздуха сделать голос более спокойным. Получилось плохо.
- Когда я пришла в пустой после похорон дом...
В дом, где меня всегда встречала мама... Я взяла коробку и прочла то самое письмо.
Инна Александровна открыла свою сумку и достала старую, в некоторых местах покрытую ржавчиной коробку. Аккуратно открыв её она достала письмо и стала читать его вслух.
Дорогие мои, Танечка, Серёжа, Костик и Ульяша!
Я решила написать это письмо, потому что понимаю, что силы мои на исходе. Стоя на пороге вечности я боюсь не смерти, нет! Я боюсь, что меня не будет с вами рядом. Что вы не получите той материнской ласки, которая делает человека- Человеком. Детки мои любимые, знайте никогда и никого я не любила так сильно, как люблю вас. Если бы я только могла хоть чем-то облегчить ваши страдания, я бы на всё пошла. Простите меня! Простите, что оставляю вас. Смерть дышит мне в затылок, я её чувствую, но ничего не могу изменить. Моя душа всегда будет рядом с каждым из вас!
Любимые мои, я хочу попросить вас. Сделайте всё возможное, чтобы зло не поселилось в ваших сердцах. Несмотря на голод и все испытания войны останьтесь, я умоляю вас! Останьтесь людьми! Честными, добрыми, милосердными людьми. Не проходите мимо чужой боли, всегда старайтесь помочь.
Если прожив долгую жизнь, а я точно знаю, что все вы будете жить долго-долго. Так вот, если прожив долгую жизнь вы сумеете остаться людьми, значит я умираю не зря.
Целую и обнимаю вас крепко-крепко. Ваша мама.
Прозвенел звонок, но никто не сдвинулся с места. В классе стояла тишина, изредка нарушаемая всхлипами. Дети плакали. Кто-то стесняясь и быстро вытирая появляющиеся слезы, а кто-то не таясь, громко выражая свои чувства.
Учительница на несколько минут отвернулась к окну, давая детям возможность успокоиться. А потом тихо добавила.
- Я ни разу не слышала, чтобы мама, говоря о бабушке, сказала мать. Ведь она была для неё любимой мамочкой. Теперь они вместе, и это единственное, что утешает меня в моём горе.
Вы можете идти, за сегодняшний сочинение я всем поставлю пятёрки.
Она снова отвернулась к окну, чтобы ученики не видели поток слез, которые уже невозможно было остановить.
Дети тихо вышли, аккуратно прикрыв за собой дверь.
- Ребята! Сказала староста. -Давайте скинемся, у кого сколько есть, купим мандаринов, чего-то ещё, ну в общем на что денег хватит. И пойдём навестить Кольку. Ну люди мы в конце концов, или нет! Кто за?
Решение было принято единогласно.
Они уже вышли на улицу, когда Матвей хлопнув себя по лбу сказал.
- Блин, я сменку забыл. Ребята, я сейчас. И побежал обратно в школу.
Сменка была в рюкзаке, он просто хотел чтобы его звонок никто не подслушал.
- Мамочка! Сказал он в ответ на взволнованное алло. Мамочка! Прости меня! Не переживай, ничего не случилось, всё хорошо. Я просто звоню сказать тебе, что я осёл! Я уже и забыл, когда говорил тебе, что люблю. А я люблю тебя мамочка! Больше всех на свете люблю! Не плач пожалуйста. Мы классом решили Колю навестить, а потом я сразу домой. А давай пирог испечём? Не помню как называется, ты мне маленькому пекла, а мне очень нравилось помогать. Да, точно "Восторг". Вечером будем есть "Восторг"и смотреть фильм. Ты фильм выбирай пока, и посмотри хватает у нас продуктов на "Восторг" может в магазин надо, так я заскочу. Какая тренировка? Ааа. Нет, не пойду! У меня сегодня день мате... Мамулин день! Если ты прямо сейчас перестанешь плакать, то торжественно обещаю раз в неделю будем устраивать мамулин день!
Ну вот и хорошо. Я тебя целую!
Матвей вышел на крыльцо, ребята ждали его оживлённо обсуждая, что именно стоит купить больному.
- Забрал сменку? Спросила староста.
- Что?
- Ну сменку говорю забрал?
- Нет, она в рюкзаке была. Я уходил, чтобы маме позвонить.
Ребята обернулись на него, никто ничего не сказал, но во взгляде каждого читалось одобрение.
Елена Ермилова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев