В наши дни парусное плавание является очень популярным и востребованным как видом спорта, так и отдыхом, развлечением. Рассмотрим историю возникновения мирового парусного спорта и яхт-клубов на примере зарубежных стран.
Зарождение парусного спорта происходило, прежде всего, в странах с развитым мореплаванием, таких как Англия, Голландия, страны Скандинавского полуострова.
Изначально парусные яхты появились в ХVI веке как атрибут богатых людей, своеобразная «водная карета» и обслуживались профессиональными моряками. На первое место при строительстве яхт выдвигались требования красоты и комфортности, плавности хода, а отнюдь не скоростные характеристики.
Однако в эпоху великих географических открытий ситуация изменилась. Наряду с наращиванием промышленного потенциала Европой, и, как следствие, увеличением количества благосостоятельных людей, появилась тенденция к массовым грабежам недавно открытых материков. Награбленное имущество в свою очередь подпитывало новый виток экономического роста. Теперь более богатыми и цивилизованными странами являлись страны, расположенные вдоль побережья Атлантического океана и Северного моря (Англия, Голландия и Дания), а не прежний континентальный экономический центр Европы, имеющий доступ только к внутренним морям (Италия, Германия, Россия, Швеция, Польша).
На этот период пришлось много междоусобных войн, рост морской торговли, а также расцвет пиратства. Поэтому произошло резкое повышение спроса на яхты, и теперь владельцы стали больше обращать внимание на их быстроходность. Яхты были нужны как на государственной службе, так и предпринимателям-торговцам, а также контрабандистам. Последние больше других были заинтересованы в увеличении скоростных характеристик парусных судов, чтобы иметь возможность обойти военные, сторожевые, таможенные суда. Возник спрос на грамотных судостроителей.
После образования США и завершения Наполеоновских войн пошло бурное развитие морской торговли, а значит, начался новый этап в истории яхтинга. Скорость при строительстве парусников вышла на первое место. Морские торговцы, обладатели быстрых яхт, становились миллионерами. Теперь над созданием яхт трудились профессиональные конструктора, используя наработки контрабандистов в этой области. У судов появился длинный нос, мачты начали устанавливать под небольшим наклоном (клипер), что привело не только к увеличению скорости, но и к увеличению маневренности. Одновременно технический прогресс привел к появлению паровых двигателей.
В это же время уставшие от бесконечных войн люди начинают искать вдохновение, и многие становятся поклонниками парусных яхт из-за их элегантности, скорости, маневренности. Таким образом, в первой половине XIX века популярность парусного плавания резко увеличилась. Например, в Великобритании в этот период количество парусных яхт возросло с 50 до 500.
Почитатели парусного плавания в качестве соревнований, путешествий и отдыха появляются не только в Великобритании, но и во Франции, Голландии, Скандинавских странах и США.
Sørlandet
Один из самых старых, но действующих парусников «Sørlandet»
Первые докуметально зафиксированные гонки произошли в 1670 году на Темзе, когда король Англии Карл II соревновался с герцогом из Голландии и выиграл состязание.
Появляются предпосылки для развития яхт-клубов. Тем более, что различные джентльменские клубы по интересам в той же Англии существовали уже давно (с начала ХIV века).
В Англии одним из первых появился Королевский клуб военного флота (Royal Navy Club). Он был основан в 1674 году Яковом, герцогом Йорка. Собственники парусных яхт встречались в клубе и обсуждали планы на новый сезон, беседовали о яхтах. Это со временем привело к возникновению определенных традиций, в том числе и к проведению в отдельных случаях парусных соревнований и смотров. Но все же парусники в основном предназначались для путешествий и отдыха.
Но в период с начала XVIII века парусные соревнования приобретают все большую популярность. Так, были организованы состязания яхт на Темзе.
В 1715 году принцем Камберлендом был учрежден самый первый приз за победу в этих гонках — Камберлендский серебряный кубок. А в 1775 году была создана Камберлендская флотилия (Kumberland Fleet), которая ежегодно вручала данный кубок победителю соревнований. Эта организация занималась именно подготовкой и проведением парусных гонок. В 1823 году флотилия стала Темзинским королевским яхт-клубом (Rojal Thames Jacht Club), который является одним из старейших и почетнейших яхт-клубов Великобритании.
Также с 1780 года проводились регаты в графстве Хэмпшир, где в 1815 году 15 владельцев яхт организовали еще один старейший легендарный яхт-клуб — Королевскую яхтенную эскадру (Royal Yacht Squadron). В члены клуба принимались только владельцы яхт с водоизмещением от 10 т. Прием производился путем голосования. С 1817 года почетным членом клуба являлся король Георг IV, который вступив на престол в 1820 году, дал эскадре название Королевская и право плавать с королевским стягом. До сих пор сохранена традиция вступления глав государств в Королевскую яхтенную эскадру. Попасть в этот элитный аристократический яхт-клуб было довольно сложно. Один лорд смог попасть в него только угрожая выстрелить в здание клуба из пушки. А чайный миллионер Томас Липтон несмотря на огромную спонсорскую помощь был принят только спустя 32 года после подачи заявки.
Из 50 существующих на тот момент в Британии яхт 15 входили в Королевскую яхтенную эскадру, почти все оставшиеся — в Камберлендскую флотилию.
Истоки искусного английского кораблестроения были заложены еще до основания первых яхт-клубов. Так с 1780 года возле Саутгемптона функционировала верфь, которую основал Франциско Амос. На этой верфи начинали обучение судостроительному мастерству с 1809 года – Кампер, а с 1842 года — Бенджамен Никольсон. Компания Кампер и Никольсон производит яхты с 1855 года и до наших дней.
Одним из основоположников английского яхтинга, как спортивных парусных гонок, был Генри Уильям Пэджит, обладавший титулом маркиза Англси и являвшийся правителем Ирландии. Он увлекался парусным спортом с детства и привил любовь к яхтингу всей своей последующей династии. Его младший сын, лорд Альфред Генрик Пэджит, в младенчестве был крещен в морской воде во время плавания на яхте, а когда вырос, стал маршалом при королеве Виктории, и очень любил морские парусные регаты. Через полтора века, в 1946 году правнук Уильяма Пэджита возглавил яхт-клуб Уэльса и яхт-клуб Ирландии.
В 1820 году Уильям Пэджит впервые за всю историю существования британского яхтинга заказал строительство одномачтового судна. Его легендарная «Жемчужина» была построена в деревне Вайвенхо, где жили бывшие контрабандисты, которые славились своим кораблестроительным опытом. Благодаря этому событию поселение постепенно превратилось в судостроительную деревню.
В 1826 году прошли парусные гонки между яхтами Уильяма Пэджита («Жемчужиной» и более мелкой «Свободой») и Джозефа Велда («Стрелой» и 40-тонной «Джулией»). Победитель должен был выиграть 500 фунтов, но получилась ничья, так как «Жемчужина» опередила «Стрелу», а «Джулия» обошла «Свободу».
В XVIII веке яхтинг начал развиваться и в Америке. У американского полковника Левиса Морриса в 1717 году была яхта «Фенси». Обеспеченный капитан Джордж Кроуниншольд обладал яхтами «Джефферсон» и «Галера Клеопатры». Кроуниншольд прославился тем, что отправился в путешествие на судне «Галера Клеопатры» в Средиземное море и первым познакомил европейцев с американским спортивным флагом, а также американским образом жизни.
В начале XIX века в США количество яхт росло медленными темпами, но постепенно с увеличением благосостояния нации судов производилось все больше.
Весомый вклад в развитие американского судостроения внесла семья изобретателей и конструкторов Стивенсов. Джон Стивенс запустил в 1802 году первый пароход, а в 1808 году его второй пароход «Феникс» первым в мире совершил путешествие Нью-Йорк – Филадельфия. Стивенсы также являются создателями первого американского паровоза (1815г.) и первого катамарана (1820г.). Также они построили несколько парусных яхт.
В 1811 году был создан Никкерброкеровский парусный клуб (Knickerbrjcker Boat Club), но он просуществовал лишь один год. В 1820 году американские яхтсмены пытаются второй раз организовать Нью-йоркский яхт-клуб, но безуспешно.
Наконец, в 1844 году возникает легендарный Нью-йоркский яхт-клуб (New York Yacht Club) с главой Джоном Коксом Стивенсом, третьим сыном основателя династии Стивенсов. Клуб является организатором знаменитых гонок «Кубок Америки».
Нью-йоркский яхт-клуб
Также яхтинг довольно успешно развивался у шведов благодаря благоприятному для плавания месторасположению Швеции. В 1830 году возник Шведский королевский парусный клуб (Kungeliga Svenska Segel Sallskapet).
Постепенно яхтенные регаты переместились в Данию, Финляндию и Норвегию.
Франция также славилась судостроительным мастерством, но первая организация яхтсменов — Гоночное общество в Гавре (Societe de Regates du Navre) образовалось лишь в 1838 году. Позже возникли другие французские яхт-клубы, в том числе Парижский парусный клуб (Cerkle de la Voile de Paris).
Появление паровых двигателей разделило яхтсменов всего мира на два лагеря: за и против применения пара на яхтах. Даже в старейших яхт-клубах нашлись сторонники парового оборудования яхт. Так, среди англичан первым построил себе паровую яхту Т.А. Смит, представитель Королевской яхтенной эскадры. За это, несмотря на его несогласие и объяснения своего поступка, в 1827 году он был исключен из консервативного яхт-клуба. Смит стал плавать в свое удовольствие, но уже без флага клуба. Другие богачи для путешествий также стали устанавливать паровые двигатели. И все же в 1844 году Королевская яхтенная эскадра стала допускать к соревнованиям паровые яхты мощностью от 100 л.с.
После изобретения паровых двигателей, а потом двигателей внутреннего сгорания, судостроители начали уделять внимание именно быстроходности и другим мореходным характеристикам судов. Теперь парусные яхты служили источником радости и вдохновения для романтиков и любителей приключений. В торговом и военном флоте становилось все меньше парусных яхт. Но поклонники парусного плавания только выиграли от этой беспощадной борьбы. Они теперь могли воспользоваться услугами оставшихся не у дел высококвалифицированных моряков, которые раньше обслуживали парусные торговые и военные суда.
шхуна «Америка»
шхуна «Америка»
Со временем число яхтсменов в зарубежных странах росло. Теперь путешествие под парусом было не только уделом аристократов, но и становилось востребованным среди простых поклонников яхтинга. Правда, они могли себе позволить покупку недорогих, бывших уже в употреблении судов. А это, в свою очередь, породило спрос на изготовление бюджетных серийных яхт с простым строением.
В 1851 году состоялись первые официальные гонки между яхтсменами Англии и США. Англичане, уверенные в своем непревзойденном морском мастерстве, пригласили американцев в гости для участия в парусной регате. На тот момент в соревнованиях могли участвовать разные по размеру суда. Американцы, в свою очередь, решили показать себя за океаном с самой лучшей стороны и, несмотря на наличие подходящих для регаты яхт, построили новую шхуну «Америка», в которую было вложено все мастерство и умение самого талантливого судостроителя Джона Стирса. Кроме наличия быстроходности судно с легкостью могло переплыть океан. И к великому удивлению англичан шхуна «Америка» победила в соревнованиях, опередив около 20 британских яхт. В 1857 году выигранный кубок был переименован в «Кубок Америки», который сегодня проводится для 12-метровых яхт.
Кубок Америки
Кубок Америки
В 1900 году парусные регаты становятся частью олимпийских игр. А в 1907 году образовывается Международный союз парусных соревнований, регламентирующий правила мировых гонок под парусами. Также существуют международные объединения яхт одного класса.
Современная парусная регата
Современная парусная регата
Сегодня парусный спорт наиболее развит в таких странах, как США, Австралия, Англия, Франция, Италия, Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Польша, Венгрия, Болгария.
Нет комментариев