На самом деле, чтобы быть православным, формально достаточно всего-то ничего — полностью соглашаться с тем Символом веры, который предлагает православное вероучение (или восточно-ортодоксальное, как любят его называть за рубежом), а также соблюсти минимум известных церковных обрядов и ритуалов.
Но всё же сама постановка вопроса вызывает некоторый внутренний протест. Важно ведь быть не просто православным, но православным христианином. Сегодня очень много людей, для которых православие — это, скорее, традиционная фича, субкультурная тусовка, политическая окраска или часть идентичности, но без какого-либо внутреннего содержания. Или есть вариант ещё хуже — в форме суеверия, когда наш вроде как верующий народ великолепно разбирается в свойствах святой воды, прекрасно знает, как и когда молиться для избавления от хворей, и ежегодно купается в проруби, но почти никогда не берет в руки Евангелие, не старается вчитываться в него и не вдумывается в смысл благовестия.
Поэтому помимо исполнения "технической стороны" важно быть просто христианином — то есть быть наполненным смыслом и содержанием Евангелия до конца. Или, если цитировать одного крайне известного диакона, "смореть на Христа глазами апостолов", имея такой же любящий и преданный взгляд. Быть христианином — это значит, как очевидно, быть учеником Христа, быть готовым стать, в некотором смысле, белой вороной внутри своего общества и всегда называть вещи, в особенности связанные со грехом, своими именами.
В православии также существует почитание святых, которые восприняли православную веру как смысл и содержание своей жизни, пронесли её таким образом, что стали в каком-то смысле Ему подобными (и от этого пошло — преподобные). Эти святые лица служат для православных свидетельством, что есть вечная жизнь, которая наполнена вечным смыслом и Божественной любовью, и почитание (или даже подражание) их духовного подвига есть также важная часть жизни православного человека.
Но и самое главное в жизни христианина — в каждый её малейший момент оставаться таковым. Вера должна быть вплетена во всю вашу жизнь, но не превращаться в воскресный ритуал для успокоения совести. Только при полноценной вере, в которой вы готовы менять себя ради Христа, соблюдая заповеди, которые были даны Им, в том числе и самую главную — "да любите друг друга" (Ин. 13:34) — все обряды, догматы и предписания, которые предлагает православное вероучение, обретают свой подлинно-реальный, ощущаемый смысл.
О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:
1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)
2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).
3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)
4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).
Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого “титула”. Например, в России и не только, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?
В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: « Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».
ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев