Бронепоезд Илья Муромец
Без сомнения, этот дивизион и входящие в него бронепоезда являются наиболее известными бронепоездами Красной Армии периода Великой Отечественной войны.
Связано это, прежде всего, с большим числом публикаций (главным образом воспоминаний), посвященных 31-му ОДБП.
Решение о строительстве "двух мощных бронепоездов", предназначенных для защиты Москвы, было принято на пленуме Горьковского обкома ВКП (б) 24 октября 1941 года, еще до появления директивы наркома обороны № 22сс о массовом строительстве бепо. Для контроля за строительством и решения всех возникающих вопросов, при Горьковском обкоме создали специальную группу под руководством И.А. Слепова. Пунктами строительства бронепоездов были выбраны депо станций Муром и Горький.
А так как у железнодорожников не имелось ни опыта подобного строительства, ни чертежей, то обком обратился за помощью к военным - руководству рембазы № 6, эвакуированной из Брянска и размещенной в городе Богородск Горьковской области (напомним, что коллектив рембазы № 6 (ранее мастерские военсклада № 60) занимался проектированием бронепоездной техники с 1930 года).
По согласованию с ГАБТУ КА рембаза передала горьковским железнодорожникам чертежи бронеплощадки ПЛ-42, разработанной с учетом опыта изготовления особого бронепоезда № 1 "За Сталина", и бронепаровоза. Кроме того, для помощи в строительстве в Горький и Муром выехали две бригады опытных работников рембазы № 6. бронепоездов, сооружавшийся в Муроме и названный "Илья Муромец", был готов 8 февраля 1942 года, а горьковский бепо - "Козьма Минин" - 20 февраля.
20 февраля 1942 года приказом наркома обороны № 0128 оба состава сводились в 31-й особый Горьковский дивизион бронепоездов (бронепоезд № 1 "Козьма Минин", бронепоезд № 2 "Илья Муромец", термин "особый" обозначал, что на вооружении бронепоездов имелись реактивные минометы ("катюши"), а "Горьковский" подчеркивал, что дивизион формировался по инициативе трудящихся Горьковской области и комплектовался добровольцами-железнодорожниками).
По конструкции бронепоезда № 1 и 2 были аналогичны - они состояли из бронепаровоза (Ок № 139 и Ов № 4635 соответственно, броня закаленная, на Ок 30 - 45 мм,на Ов 30 мм) двух артиллерийских бронеплощадок (№ 847, 848 и № 873, 874 соответственно, броня закаленная 45 мм, вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулеметов ДТ) и двух площадок ПВО (соответственно № 849, 850, на каждой 2 25-мм зенитки и 2 реактивных установки М-8-24 и № 891, 892 на каждой 276-мм зенитки Лендера и 2 реактивных установки М-8-24).
6 марта 1942 года 31-й особый дивизион прибыл в Москву, где доукомплектовался необходимой техникой и вооружением. 26 апреля на основании предписания начальника АБТУ КА № 0073370 31-й ОДБП убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта. Сначала бронепоезда выполняли задачи по прикрытию железнодорожных объектов от атак с воздуха, при этом 5 мая 1942 года их огнем был сбит бомбардировщик Юнкерс-88.
10 июня 1942 года бронепоезда поддерживали огнем действия 283-й стрелковой дивизии, уничтожив при этом 6 огневых точек и подавив огонь минометной батареи. Благодаря действию бпорепоездов дивизия выполнила поставленную задачу, заняв высоту 208,0.
В дальнейшем вплоть до февраля 1943 года 31-й дивизион находился на прежнем участке, и привлекался к ведению огня по немецкой обороне с закрытых позиций.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 "Козьма Минин" - № 659, а № 2 "Илья Муромец" - № 702.
В период с 12 по 25 февраля 1943 года 31-й особый дивизион бронепоездов поддерживал наступление частей 242-й, 12-й гвардейской стрелковых дивизий, 5-й отдельной лыжной бригады и 116-й отдельной морской стрелковой бригады южнее Волхова на Мценск. Бронепоезда действовали на участке с минимальным количеством наших частей, отвлекая на себя огонь немецкой артиллерии. В свою очередь, бронепоезда вели сосредоточенный огонь по станции Мценск, препятствуя переброске немецких частей из района Мценска под Волхов, тем самым способствуя прорыву немецкой обороны. За этот период бронепоездами уничтожено 11 огневых точек, минометная батарея, 2 эшелона противника, подавлен огонь двух артиллерийских батарей.
21 апреля 1943 года 31-й ОДБП передали в состав 61-й армии Брянского фронта с задачей прикрытия от атак с воздуха участка Белев - Слаговищи. Здесь бронепоезда находились до конца августа, сбив за этот период 6 немецких самолетов.
25 августа 1943 года 31-й дивизион передали в состав 11-й гвардейской армии, и с конца сентября он дислоцировался в Брянске.
21 января 1944 года 31-й ОДБП прибыл на участок Жлобин-Салтановка в состав 3-й армии.
23-25 февраля бронепоезда дивизиона участвовали в ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра в районе Жлобина.
В апреле 1944 года 31-й ОДБП вышел из состава 3-й армии 1-го Белорусского фронта и к 29 апреля прибыл в район Ковеля, где вошел в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта. В период 6 - 8 июля 1944 года бронепоезда 31-го ОДБП приняли активное участие в боях по взятию Ковеля.
12 августа 1944 года по приказу Военного Совета 47-й армии дивизион передислоцировался на участок Минск-Мазовецкий-Прага (пригород Варшавы). Здесь с 22 августа по 1 сентября личный состав дивизиона занимался восстановлением пути к переднему краю. Кроме того, бронепоезда каждую ночь совершали по 2-3 обстрела из пулеметов (с дистанции 150-200 метров) немецких позиций. Это делалось с целью отвлечения внимания противника от готовящегося наступления на главном направлении.
С 12 по 15 сентября 1944 года 31-й ОДБП во взаимодействии с 77-м стрелковым корпусом участвовал в штурме и взятии Праги. За этот период бронепоезда совершили 41 артиллерийский налет, уничтожив при этом 12 артиллерийских и минометных батарей, 21 пулемет, 6 отдельных орудий, до 600 солдат и офицеров противника.
10-23 октября 1944 года бепо "Козьма Минин" и "Илья Муромец" поддерживали наступление 234-й стрелковой дивизии 35-го стрелкового корпуса севернее Варшавы, разбив и уничтожив 5 артиллерийских и минометных батарей, 23 пулеметных точки, до 400 солдат.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1944 года 31-й особый дивизион бронепоездов за участие в боях по взятию Праги был награжден орденом Александра Невского.
С 15 по 17 января 1945 года 31-й ОДБП поддерживал части 77-го стрелкового корпуса 47-й армии при форсировании Вислы и взятии Варшавы. За это приказом Ставки ВГК № 010 от 19 февраля 1945 года 31-му дивизиону присвоено почетное наименование "Варшавский".
20 марта 1945 года приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Белорусского фронта 31-й ОДБП передислоцировался в район Франкфурт-на-Одере, где с 27 марта по 9 мая бронепоезда занимались охраной тыла фронта.
20 августа 1945 года дивизион передислоцировали на станцию Барановичи, где он вошел в состав Барановичского военного округа. Здесь на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/106 от 6 мая 1946 года 31-й особый дивизион бронепоездов расформировали к 15 июля 1946 года.
Дивизионом командовали: майор Грушалевский (апрель 1942 - 1943(?) год), майор В.М. Морозов (1943(?) - 1945 год), подполковник Крохин (1945 - 1946 год).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев