Борис Пастернак написал о ней следующие строки: " Сколько надо отваги, чтоб играть на века, как играют овраги, как играет река". Ее звали Алла Тарасова(1898-1973) . 6 февраля исполняется 125 лет со дня рождения великой актрисы Московского Художественного театра.
Я прекрасно помню, как в год столетия МХАТа и в год столетия Аллы Константиновны вышло сразу несколько оскорбительных статей, где об одной из первых актрис страны- Тарасовой написано несправедливо, бестактно и зло. Да, она была обласкана властью, Сталин благоволи ей, званий и наград у нее было не счесть: Народная артистка СССР, лауреат 5 Сталинский премий, звание героя Соц. труда, но это не отменяло главного, ее огромного таланта, который пленил Станиславского, написавшего в свое время Тарасовой письмо в Прагу, где она была со своим первым мужем- белогвардейцем Ал. Кузьминым, чтобы она возвращалась в Москву, в Художественный театр, который Станиславский не видел без Тарасовой и Алла вернулась вместе с мужем. Жить без Московского Художественного театра она не смогла.
Никто не догадывался, что она жила в постоянном страхе. Дочь профессора медицины Киевского Университета, русского дворянина Алла Константиновна ненавидела советскую власть, ее сестра Елена вместе с мужем князем Святополк- Мирским бежали от революции во Францию, ее брат Евгений жил в Югославии. Алла тайно, урывками встречалась с ними во время гастролей МХАТа за рубежом. " Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь"- любила повторять Алла Константиновна.
Так получилось, что я довольно близко знал ее родных племянниц -актрису МХАТ, народную артистку РСФСР, Галину Калиновскую и замечательную балерину- профессора Гитиса, вдову известного актера- Анатолия Адоскина, Ольгу Георгиевну Тарасову.
Галочка Калиновская была шумная общественница в театре, тетиного таланта Бог ей не дал, но сейчас оглядываясь назад я прекрасно понимаю ,что так Клеопатру Львовну в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" и Улиту в "Лесе" сейчас никто не играет. В Гале была порода, был ее стиль, был высочайший мхатовский класс. Конечно, она не Алла Тарасова, но такие как Алла Константиновна рождаются раз в век, если не меньше. Тарасова была идолом, ее любил простой народ, ее любила русская интеллигенция, ее очень высоко ценил Вл. Немирович- Данченко. Помню как Галочка Калиновская рассказывала, что всю жизнь ее тетя Алла обожала гиацинты, так как они напоминали ей детство, весну и пасху, когда на стол ставились гиацинты в горшках, пахло куличами. Алла Константиновна очень любила свою большую семью, была очень привязана к своей маме-Леонилле Николаевне. Отметившая в прошлом году 95-летие живая легенда русского балета- Ольга Георгиевна Тарасова со слезами на глазах с нежностью вспоминает свою любимую тетю Аллу, которая умела делать добро.
Любимая ученица Аллы Тарасовой в школе-студии МХАТ- дорогая и любимая моему сердцу- Людмила Поргина- Караченцова считает Аллу Константиновну своей путеводной звездой, именно Тарасова рекомендовала Люду своей подруге юности -Софии Гиацинтовой в Ленком, где Люда увидела Колю....
Впервые на Мхатовскую сцену Тарасова вышла в 1916 году. Она сыграла Финночку в спекатакле Зеленое кольцо по пьесе Зинаиды Гипиус. Успех был громадный. Тарасову стали называть второй Комиссаржевской. Тарасова стала репетировать Нину Заречную в Чайке, Михаил Чехов- Треплева, но этим планам не суждено было сбыться. Чайка с Тарасовой не состоялась. Алла вскоре с мужем Александром Кузьминым , отцом ее единственного сына- Алексея уезжает в Прагу, где пробудет до 1924 года. Станиславский вернет ее в Москву.
Алла уйдет от мужа и будет жить в гражданском браке с гением русской сцены - Иваном Москвиным. Умный, очень глубокий и цельный человек он был старше Аллы на 24 года. Он был официально женат на Любови Васильевне Гельцер- родной сестре прославленной балерины- Екатерины Гельцер. С Любовью Васильевной официально он не развелся. Сына Тарасовой- Алешу он полюбил и их любовь была взаимной. Алексей Александрович всегда вспоминал Москвина с теплотой. С Москвиным, Тарасова проживет 12 лет. Она уйдет от него к генералу- майору авиации Александру Пронину, с которым проживет до конца своей жизни. Москвин вернется к Любовь Васильевне. Через два года Ивана Михайловича не станет. Жизнь без Аллы потеряет для него смысл, а Алла была человеком срастей и только в союзе с Прониным актриса обрела то, что так долго искала.
В Художественном театре при Станиславском, при Немировиче-Данченко Тарасова играет много. Соня в Дяде Ване, Елена "Дни Турбиных", Негина " Таланты и поклонники", Татьяна " Враги", "Анна Каренина" . Об игре Тарасовой в роли Анны Карениной, Немирович- Данченко скажет:" За то, как Алла Константиновна играет Анну, за это можно отдать жизнь". Потом в жизнь Тарасовой войдет Маша в спектакле Немировича- Данченко "Три сестры" . Клавдия Еланская играла Ольгу, Ангелина Степанова играла Ирину, Тарасова играла Машу обольстительно, в ней была та покорность, страсть и безоглядность чувств.
В 1943 году уходит из жизни Владимир Иванович Немирович- Данченко и Алла Константиновна понимает, что прежнего МХАТа больше не будет никогда. Она с успехом снимается в кино: "Без вины виноватые" , Петр Первый, но кино не было для нее нечто важным. Ее смыслом был театр. Наступает кризис МХАТ. Из театра выводят на пенсию двух выдающихся русских актрис - Ольгу Книппер- Чехову и Лидию Кореневу. Тарасова категорически возражала против перехода на пенсию своих коллег, но дирекция театра была непреклонна. Прима еще дореволюционного МХАТа, любимица Станиславского и муза Мстислава Добужинского, прототип Людмилы Сильвестровны Пряхиной в Булгаковском Театральном романе- Лидия Коренева была глубоко оскорблена и поклялась, что не переступит порог МХАТа.
Слово свое Лидия Михайловна сдержала, но в апреле 1973 года 90 летняя Коренева приедет в Камергерский переулок проводить в последний путь Аллу Тарасову, которую глубоко ценила и всегда была благодарна Алле за ее доброе отношение к себе. Во МХАТ Коренева не вошла. Она ждала на улице и провожала Аллу. Вот это были актеры, это были люди, это были отношения.
Свой последний триумф Тарасова познает в спектакле Мария Стюарт. Тарасова- Мария Стюарт, Ангелина Степанова- Елизавета первая. Отношения двух премьерш всегда были весьма сложные, но Ангелина Иосифовна как-то призналась Маргоше Анастасьевой:" Ты знаешь я всегда наблюдала за кулисами, как Алла( Мария Стюарт) шла на казнь. То что умела Алла, не умел никто". Ближайшей подругой Аллы Тарасовой во МХАТе всю жизнь была Анастасия Платоновна Зуева. Они были совершенно разными по темпераменту и характеру людьми, но обе были верующими, набожными женщинами, в атеистичной советской стране.
Радостью для Аллы Константиновны было преподавание в Школе-студии МХАТ. "Умейте любить"-любила говорить своим студентам великая актриса Алла Тарасова. Приход Олега Ефремова она по началу восприняла хорошо, а потом поняла что с выбором нового худрука она, Прудкин, Степанова, Яншин и Станицын ошиблись, а ведь мудрейшая Зуева ее предупреждала, но сил на борьбу у Тарасовой не было.
У Аллы Константиновны обнаружили рак мозга. 17 февраля 1973 года Тарасова последний раз пришла во МХАТ на репетицию спектакля На всякого мудреца довольно простоты. Она репетировала роль Турусиной. Внезапно у нее разболелась голова и она ушла домой. 5 апреля 1973 года Аллы Тарасовой не стало. Перед смертью она написала завещание где просила похоронить ее не на Новодевичьем -положенном ей по рангу, а на Введенском вместе с ее мамой. Воля актрисы была исполнена.
Полвека Тарасовой нет на этом свете, а актрисы подобно ей сегодня нет да и не будет. Противоречивая, таинственная, прекрасная и незабываемая Алла Константиновна Тарасова! С днем Рождения! Светлая Вам память.
Эдгар- Кирилл Дальберг.
#К2
#ЖЗЛ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев