Некоторые «романтики рынка» (такие уникумы до сих пор изредка встречаются) и сейчас с ностальгией вспоминают тот короткий период, как «нормальный капитализм», именно тот, о котором они мечтали в советское время. Ведь в позднем СССР многие искренне верили, что капитализм — это тот же социализм, со всей его «социалкой», но плюс к этому ещё и со «свободой торговли». Однако такая вольница длилась недолго... Эпоха «свободы торговли» стала стремительно кончаться, даже толком не начавшись. Быстрее всего появились рэкетиры, которым надо было отстёгивать деньги. А уже в июне того же 1992 года указ был откорректирован: торговать разрешили только «в местах, отведённых органами исполнительной власти». Стражи порядка принялись усердно гонять старушек, торгующих с рук, и взимать с них мзду или вовсе отбирать товар. И в этом была железная логика того самого рынка: ведь газон отращивают именно для того, чтобы потом его стричь. Или, как изящно выразился Виктор Пелевин, «на абсолютно свободном рынке в силу такого определения должны быть представлены услуги ограничителей абсолютной свободы».
В январе 1992 года мелкобуржуазному газону разрешили свободно подрасти, но через считанные месяцы уже настало время стрижки. Точно так же в любом водоёме через какое-то время заводятся не только мирно пасущиеся караси, но и хищные плотоядные щуки. А уж рынок-то весь и состоит из сплошных «щук»: кто смел, тот и съел. Homo homini lupus est. К концу 90-х на улицах можно было встретить большие рекламные щиты: «Поглощения и слияния» (теперь сожалею, что не сфотографировал их — как-никак, это тоже был исторический портрет времени). «Ограничители абсолютной свободы» откровенно и беззастенчиво рекламировали свои услуги, в соответствии с анекдотом: «Волк говорит Красной Шапочке: «Ну, выбирай — поглощение или слияние?».
Помню также серию указов лужковского правительства Москвы: вначале алкоголем запретили торговать в ларьках без торгового зала. Началась грандиозная перестройка ларьков: они выкраивали у себя местечко для крохотного торгового зала, где едва мог поместиться один покупатель. Потом, как гром среди ясного неба, следующий указ: торговый зал должен быть не меньше ...дцати метров! Новые сломы и перестройки... Конечно, платил за всё в конечном итоге покупатель.
А завершилось всё, уже в 2010-е годы, совершенно закономерно: в Москве — уничтожением под корень малого бизнеса, чтобы расчистить пространство для настоящих буржуйских акул торговых монополий. Это событие вошло в историю как «ночь длинных ковшей» или «рассобянивание».
Комментарии 1