В середине XIX века на месте Дворцового моста действовал паромный перевоз. После постройки Благовещенского моста, деловые круги, обитавшие в здание Петербургской Биржи попросили Государя переместить наплавной Исаакиевский мост к Стрелке Васильевского острова. Власть пошла навстречу бизнесу, и в 1853 году Николай I разрешил перенос заслуженной переправы. Новый наплавной мост был назван Дворцовым. Как и многие другие петербургские наплавные мосты, Исаакиевский – Дворцовый мост стал «мостом-кочевником». В 1896 году он был перенесен на 53 метра вниз по течению в связи с созданием сквера у западного фасада Зимнего дворца. «Переселение» заняло всю зиму 1896-1897 гг., но в результате Дворцовый мост обосновался на том месте, которое он занимает и поныне. После окончания работ, через мост была переброшена линия конной железной дороги.
Между тем, уже с 1882 года общественность подняла вопрос о замене плашкоутного (плавучего) Дворцового моста на постоянный. Эти призывы зазвучали еще громче после того, как весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. В конце-концов, в апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство двух мостов – Дворцового и Петра Великого. Как всегда, выбор перспективного проекта затянулся. 27 работ, из которых 13 принадлежали петербургским авторам «не произвели должного впечатления» на чиновников городской думы. Аналогичную оценку творчеству авторов дала и конкурсная комиссия, забраковавшая все предложения за исключением эскиза фирмы «Батиньоль». Правда, строителей Троицкого моста сгубила жадность – за свою работу они затребовали 4 700 000 рублей. Был объявлен второй тур конкурса. По результатам первого тура, условия конкурса были несколько изменены. Было решено, что разводной пролет Дворцового моста будет не у берега, как у прочих существовавших на тот момент петербургских мостов, а по центру русла Невы. На этот раз почти все эскизы удовлетворили требования комиссии. Из них для строительства моста был выбран проект А.П. Пшеницкого. Строительство моста силами общества Коломенских заводов началось в 1912 году. Первоначально строители желали закончить работы к ноябрю 1913 года, но как часто бывает в России, гладко было на бумаге… Предложенный А. П. Пшеницким проект нещадно критиковали архитекторы и мостостроители. Многим не понравилось его предложение использовать для Дворцового моста декор Троицкого моста. Архитекторы очень хотели «прижать» Дворцовый мост к воде, поскольку он частично закрывал вид на Кунсткамеру, Биржу и Адмиралтейство. К сожалению, при низких берегах Невы это было сделать очень непросто, почти невозможно. Академия художеств выступила против идеи сооружения на мосту двадцативосьмиметровых башен с подъёмными механизмами. Пшеницкий переделал свои чертежи, но тут вмешалась природа. 17 апреля 1914 года наводнение разрушило одну из опор строящегося моста. Спустя три месяца началась Первая мировая война и все планы строителей Дворцового моста были сорваны. 23 декабря 1916 года (по ст.стилю) по недостроенному мосту было открыто движение. Люди, лошади, трамваи и машины двигались по временному деревянному настилу. Перила моста тоже были деревянными. Позднее, эти временные ограждения породили легенду, что во время Февральской революции, чугунные перила Дворцового моста, украшенные двуглавыми орлами якобы были низвергнуты в Неву.
В 1918 году Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Это название он сохранял до 1944 года. А в 1939 году мост получил свой нынешний чугунный декор по проекту скульптора И. В. Крестовского и архитектора Л. А. Носкова. Примечательно, что до 1978 года некоторые элементы конструкции моста были деревянными. В техническом плане Дворцовый мост – самый сложный мост на Неве. Уникальный разводной механизм моста, состоящий из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов способен поднимает вверх 700-тонные пролёты. Два раза в своей истории – в 2002 и в 2009 году моторы моста выходили из строя, что приводило к остановке навигации на Неве. 14 ноября 1997 года Дворцовый мост получил художественную подсветку, а во время проведения праздничных мероприятий на разведенных крыльях Дворцового моста проецируются фильмы и картины.
#К1
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев