🎄
История новогодней елки очень интересна. А сколько захватывающих легенд о ее происхождении существует! Самые интересные из них мы сегодня Вам расскажем.
Одна из самых популярных легенд о новогодних елочках рассказывает: как-то в ясную рождественскую ночь предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер возвращался домой. Дорога пролегала через густой лес. Вдруг мужчина увидел чудесное зрелище: сквозь пушистые ветви одной из елочек просвечивали звезды!..
Тот зимний пейзаж настолько запомнился Мартину, что он поставил елку у себя дома и прикрепил к ней свечи. Яркие огни делали елку особенно прекрасной, загадочной и напоминали Мартину о звездах.
А откуда взялась серебряная мишура на Твоей елке, знаете? Нет? Есть такая легенда.
Давным-давно жила на свете бедная, но очень добрая женщина. И было у нее много детей. Приближалось Рождество, поэтому женщина нарядила елку. Рождественская красавица вышла скромной, лишь несколько украшений сверкали в вечерних сумерках. Ночью, когда все спали, елку еще и оплели пауки. Но Христос, увидев безграничную доброту сердца бедной женщины, благословил елку, а густую паутину превратил в сияющее серебро.
Существует поверье, что Деда Мороза первыми придумали гунны. Они верили в бога Йерлу, который в первый день нового года всегда спускался на землю. В этот день гунны традиционно ставили елку. Эта традиция с 5000-летней историей распространилась по всей Европе. Именно из Баварии, где жили гунны, новогодняя елка попала в дома европейцев.
Согласно древней французской летописи, первые нарядные елки появились в 1605 году в Эльзасе, Франция: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».
Впоследствии традицию украшать елку переняли немцы, а позже и другие европейцы. Но роскошь праздничной елки на то время была доступна только богатым дворянам и купцам. Первую стеклянную игрушку-шар выдули в ХVI в. в Тюрингии (Саксония). Именно здесь появилось и первое промышленное производство игрушек.
Традиция устанавливать рождественские елки возникла относительно недавно - в начале ХIХ в. Сначала вечнозеленые красавицы появлялись лишь в императорских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Общедоступной елка стала лишь во второй половине ХIХ в.
В России Новый год стали отмечать по указу Петра І с 1 января 1700 года. До этого начало нового года праздновали 1 сентября. В указе Петра I говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям бедным каждому хотя бы по древу или ветке на ворота поставить».
После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
Бытует распространённое мнение, что красные революционеры, едва придя к власти в Октябре 1917 года, начали борьбу с таким «религиозным предрассудком», как рождественская ёлка. На самом деле всё было, как водится, не совсем так. Или даже совсем не так: революция Октября 1917 года первоначально реабилитировала обычай рождественской ёлки.
Дело в том, что традиция «рождественского дерева» пришла в Россию из Германии, и в начале XX века по-прежнему воспринималась как немецкая. С началом Первой мировой войны разгорелись патриотические страсти, Санкт-Петербург был тогда переименован в Петроград. По той же причине в официальной печати стали выступать и против «немецкого обычая» рождественской ёлки, и поэтому устраивать её стало как бы «непатриотично».
Большевики, как и другие левые социалисты, отнеслись к этой волне ура-патриотических настроений, мягко говоря, без восторга и не поддержали её ни в чём. В частности, они «не признали» переименования российской столицы, и преспокойно продолжали именовать город Петербургом, а городской комитет своей партии вплоть до 1918 года называли Петербургским комитетом РСДРП(б). Естественно, после Октября 1917 года любые ссылки на «непатриотичность» обычая рождественской ёлки отпали сами собой.
Большевик Владимир Бонч-Бруевич подробно описал участие Владимира Ильича Ленина в рождественской ёлке в январе 1919 года. Позднее, уже в 60-е и 70-е годы, это описание стало хрестоматийным и как бы благословило возрождённый обычай наряжать ёлку. Кстати, по дороге в Лесную школу, где проходила эта ёлка 1919 года, на автомобиль Ленина напали вооружённые налётчики, отобрали у него револьвер и угнали саму машину, но он отнёсся к случившемуся философски. Во всяком случае, приехать на ёлку и от души там повеселиться главе Совнаркома это не помешало. То обстоятельство, что парой часов ранее он стоял под дулами двух направленных ему в виски револьверов, нимало не омрачало его настроения.
В доме Владимира Ильича рождественские ёлки наряжали и в последующие годы. На Рождество 7 января 1924 года для детей из соседних деревень тоже был устроен праздник — наряжена пятиметровая ёлка. На празднике присутствовал и сам Владимир Ильич. «Ёлка в те времена была необычайным явлением, — замечал большевик Николай Семашко. — Естественно, что крестьянские малыши, в первый раз в жизни видя блиставшую огнями и подарками ёлку, развеселились, расшалились… Лезли к нему на колени, приставали». Родные Ленина попытались унять чересчур буйное веселье и беготню детворы, однако Владимир Ильич знаками показал, чтобы детям не мешали… Журналист Михаил Кольцов, побывавший в доме Ленина сразу после его смерти, писал: «Стоит неубранная ёлка, в бусах, свечечках и ватном инее — последняя забава маленьких друзей…».
Так было в первые годы после революции. Потом, действительно, отношение к ёлке стало иным, родились знаменитые лозунги «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» (его сочинил в 1931 году поэт-обериут Александр Введенский) и «Не губите ёлки — не празднуйте рождества!».
Елка была запрещена вплоть до 1935 года, когда был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей.
А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года — Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.
Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны — пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем — космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них — украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой.
Книги о Новогодней Елочке
🌲Тамара Михееева: Ёлочная история
#НГ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев