Родись Снегурочка сегодня, она, скорее всего, добилась бы больших успехов. Целеустремленная, смелая, умеющая рисковать, четко знающая, чего хочет, она бы наверняка открыла свой бизнес, а может — стала бы первой женщиной-мэром в деревне берендеев. Своей холодной красотой модного славянского типа она затмила бы многих известных моделей, актрис и светских львиц. Но и в XXI веке, и в эпоху сказок и легенд, ее сердце точно также разрывали бы страсти. Ведь разве можно стать успешной женщиной, не узнав, что такое настоящая любовь?
Первые следы, оставленные изящными ножками Снегурочки, можно найти в славянском фольклоре. Мол, жила-была девочка с ласковым именем Снежевиночка, которую вылепили себе из белого снега бездетные старики Иван и Марья. А когда наступила весна, пошла девочка с подружками в лес, стала вместе с ними прыгать через костер, да растаяла… Эту легенду обнаружил и опубликовал собиратель сказок и преданий Александр Афанасьев.
А в 1873 году в пьесе «Снегурочка» Островский дал волю фантазии и рассказал эту историю на свой лад, наполнив жизнь легендарной девушки нешуточными страстями. С этого момента домом зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. А сама Снегурочка стала, пожалуй, самой знаменитой русской женщиной, символизирующей чистоту души и силу настоящей любви. Пересказывать классику – неблагодарное занятие, чреватое справедливым возмущением филологов и просто знающих читателей. Но давайте все же рискнем и вспомним историю успеха снежной леди?
По версии Островского, родителями Снегурочки были грозный Мороз и молодая Весна. Отец был суров и строг: запирал дочку в тереме и никуда не выпускал. А ее, молодую и любопытную, естественно, тянуло на волю, к ровесникам. И однажды добрая, но, по сути, легкомысленная мать пожалела дочь и выпустила ее погулять. О том, какой скандал устроил супруге Мороз, Островский умалчивает. Но, надо думать, весна в том году не наступала долго…
А Снегурочка между тем времени даром не теряла. Обретя долгожданную свободу, девушка отправилась к людям, в деревню берендеев, где покорила всех своей ледяной красотой. Мужчины не давали ей прохода, делали лестные комплименты, но Снегурочка оставалась равнодушной ко всем знакам внимания – ей были неведомы плотские страсти. Дочь благородных родителей обладала весьма тонкой натурой, покорить которую можно было только с помощью самых изысканных средств. Например, с помощью… искусства.
Чудо происходит, когда она встречает пастуха Леля, исполняющего пронзительные лирические песни. Он сделал то, что и сегодня делают с неокрепшими девичьими сердцами рок-музыканты - внес в него смуту и разбудил новые чувства. Не любовь, нет (полюбить Снегурочка была на тот момент неспособна) – но что-то очень волнующее.
Кокетничать и строить глазки Снегурочка не умела. Она поступила так, как поступают сегодня многие self-made дамы: сделала первый шаг, и в знак своего расположения подарила Лелю цветок. Но что ему до этого цветка, когда вокруг толпы поклонниц? Да и нравились ему совсем другие девушки – веселые, румяные – не то, что бледнолицая Снегурочка. Он лишь мельком глянул на снежную девушку, а затем беспечно выбросил подарок и умчался кутить вместе с друзьями и подружками.
Хорошей девочке понравился плохой мальчик – история, вечная, как весна. Казалось бы, здесь можно было поставить точку и отправить Снегурочку на погребальный костер. Но Островский решил подбросить в него дров, добавить жару и в некотором роде сделать любовный треугольник равносторонним.
Пока Снегурочка переживала первую в жизни драму, в деревню приехал лихой молодец Мизгирь. Увидев Снегурочку, он мгновенно влюбился в нее, и (вот ведь негодяй!) тут же отказался от своей законной невесты. Берендеям, сторонникам традиционных ценностей, это не понравилось. Мизгирь был отправлен на товарищеский суд и приговорен к вечному изгнанию. Но может ли это остановит столь импульсивного мужчину? Он спешит к Снегурочке, признается в своих чувствах и… получает от ворот поворот. На уме у Снегурочки один только Лель, и в поисках его она убегает в лес.
…Она нашла Леля. Но в объятиях другой – той, от кого столь вероломно отказался Мизгирь. Это была такая трогательная и эмоциональная сцена, что Снегурочка испытала не только ревность. Ей захотелось полюбить так же сильно – ощутить полную гамму чувств. И радость, и, если это необходимо, боль. И – уж чего там – даже умереть из-за любви. Она пошла за советом к матери, которая, конечно же, как никто другой, знала в этом толк.
Всю ночь проговорили они о своем, о девичьем. А на рассвете матушка подарила Снегурочке венок, в котором была заключена волшебная сила любви. Только предупредила: нужно беречься солнечных лучей – они губительны для нежной кожи Снегурочки. Но разве хоть одна девушка послушается маму, которая призывает не ходить в солярий, потому что это вредно и аукнется позже? Какая разница, что будет потом. Главное, что есть сейчас, и оно – сладкое, трепетное, дурманящее. Одним словом, Снегурочка влюбилась!
ЭТО пробудил в ней Мизгирь – парень, как мы уже знаем, весьма своенравный и пылкий. И ему было мало того, что ему ответили взаимностью. Ему захотелось похвастаться тем, что главная красавица деревни выбрала именно его. Не веря своему счастью, он повел ее к людям.
Тут-то случилось страшное, наступила трагическая развязка: из-за горизонта показалось солнце – жаркое, чудесное и необыкновенно яркое. Первый луч – подкрался осторожно, плавно, словно в замедленной съемке. Вначале он вальяжно, по-кошачьи, приближался к Снегурочке, потом неожиданно замер, будто пожалел ее. Но лишь на мгновенье. Хэппи-энд в этой легенде не был предусмотрен: девушка в самом прямом смысле этого слова растаяла от чувств…
Такая вот история.
История, имевшая весьма интересное продолжение. В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе Островского одноименную оперу. Красивая сказка о любви, облаченная в музыкальную форму, стала настоящим хитом. На рождественские утренники девочки наряжались в костюм Снегурочки, а взрослые с удовольствием разыгрывали сценки из популярной оперы. К созданию внешнего облика снежной красавицы приложили руку несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих – всех их глубоко тронула эта грустная волшебная история. Ведомая их кистью, Снегурочка обрела свои классические наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем; маленькую меховую шубку.
А после революции Снегурочка стала персоной нон-грата. Советская власть объявила празднование Нового года и Рождества пережитком буржуазного прошлого и запретила его отмечать, наложив запрет на все атрибуты праздника. По улицам городов ходили специальные патрули и высматривали в окнах елки; наряжаться в костюмы Деда Мороза и Снегурочки было чревато арестом.
И только в 1935 году Новогодние праздники вновь пришла в русские дома. В 1937 году в кремлевском Колонном зале впервые Дед Мороз и Снегурочка, переквалифицировавшаяся к тому времени из его дочки во внучку, впервые появились вместе. С тех пор они неразлучны.
Конечно, Снегурочка уже давно не воспринимается лишь как верная помощница главного зимнего волшебника. Она – его Муза, секс-символ Нового года, воплощение красоты русских женщин в самом лучшем ее проявлении. Вечной Лолите, окруженной романтическим ореолом ночи, когда загадываются желания и исполняются мечты, уж точно не грозит растаять с первыми лучами солнца. Она обречена (в самом лучшем смысле этого слова) на то, чтобы быть любимой.
#НГ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев