Сейчас зима только началась, и длиться она будет еще долго, а у зимы - свои хозяева.
Зимний персонаж, хозяин зимних холодов в наших нынешних представлениях - это, конечно, Дед Мороз. При этом образ Деда Мороза, как мы его сейчас знаем - высокого могучего и доброго старика в длинной, расшитой серебром и отороченной мехом шубе, в тёплой шапке, щегольских сапожках, с высоким посохом, мешком подарков для всех и со Снегурочкой в придачу - это образ сравнительно новый, сформировавшийся преимущественно в советское время (и отчасти под влиянием западной традиции), когда после некоторого постреволюционного перерыва снова разрешили устраивать для детей новогодние ёлки, и понадобился свой, русский образ, воплощающий в себе дух праздника и зимы. Немалую роль тут сыграли и сказки Александра Роу, зримо показавшие Морозко, Деда Мороза именно таким (да и сыгравший роль Морозко Александр Хвыля долгое время был "главным Дедом Морозом страны" на Кремлёвских ёлках). Но, несмотря на сравнительную новизну (впрочем, сотня лет - это много или мало для мифологического персонажа?), корни образа Деда Мороза глубоки и уходят в народную традицию.
Воплощение зимнего холода и стужи в нашей традиции зовут Морозом, Морозко, Студенцом, Трескуном, и изначально Мороз - лишь воплощение холода, одушевленное и более или менее обладающее человеческими чертами - как Отец Зима или Джек Фрост в западноевропейской традиции. Мороз - общеславянский персонаж, и следы его почитания, если можно так выразиться, можно найти во всём славянском мире.
В сказке белорусской Морозов даже два - Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос - они наперегонки пытаются заморозить пана и крестьянина, но если пан не выходит из возка, в котором ехал, когда Мороз за него взялся, и почти замёрз по дороге, то крестьянин, отправившийся морозным утром за дровами, с морозом управился - ходил, бегал, топором махал, из обмёрзшего тулупа и рукавиц Мороза кнутовищем выгнал - Мороз еле ноги унёс. Вариация этой же сказки - про Старого Мороза и Молодого Морозца, где молодой сначала пана поморозил, а старый его для науки отправил попробовать заморозить не пана, а работника в плохом зипунишке, дырявой шубёнке, - и не сдюжил Молодой Мороз, еле ноги унёс от трудяги. Так что тут как в поговорке: "Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает".
Кстати, у Мороза, по некоторым данным, есть не только сынок - например, в одной из версий закликания Мороза на угощение говорится: «Мороз-мороз, иди кутти исти з детками и з жоною, з маткою и з сестрою, з сватом и з братом!»
В других сказках Мороз больше похож на человека, и очень ценит вежливое обращение: если уж встретишь Мороза, или кто у тебя о морозах спросит - нельзя говорить, что морозы слишком сильны, нельзя говорить, что холодно, что мёрзнешь, нельзя говорить о Морозе дурно - тогда он рассердится и мороз усилится. А людей вежливых, которые по-доброму к нему отнесутся, не скажут о холоде и стуже дурного слова, Мороз может и вознаградить. Этот сюжет с «Тепло ль тебе, девица?» мы отлично знаем по сказке Роу, но он встречается во многих славянских сказках. Скажем, в украинской сказке Мороз в облике богатого пана встречает замёрзшую бабу и спрашивает у неё: «Мороз, бабусю?» и она отвечает: «Мороз, паночку, Бож його помнож!» - Морозу нравится такой ответ, и он дарит бабе шубу и угощает её. Следующая встреченная им на дороге баба оказывается не такой вежливой, и на его вопрос отвечает: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб він на лисого голові непевний, розтріскався, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!» - и за такое недоброе отношение Мороз её заморозил насмерть. Так что вариант наказания Марфушеньки-душеньки у Роу после её: «Да ты что, старый, очумел, что ли?! Вишь, у меня руки и ноги замерзли!» был весьма мягким.
Образ Мороза из народной традиции тоже не всегда схож с тем величественным Зимним Дедом, который нам знаком. Морозко - действительно персонификация мороза, это дух, это существо из Ино, и его зачастую не спутаешь с человеком: «Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коей девица сидит, и сверху ей говорит: «Тепло ли тебе, девица?». От этого треска, постукивания, от приближения Мороза холод всегда усиливается. Мы до сих пор говорим - «Мороз ударил», то есть резко наступил холод - вот, собственно, с этими ударами, постукиваниями это и связано.
Образ Мороза, как и многих других иномирских персонажей, переменчив - он может явиться в разных обликах (и то, что он всегда очень маленький или, наоборот, очень высокий, огромный - это упоминается у Афанасьева - не подтверждается этнографическими записями). Как правило у Мороза есть борода или только усы, - нередко пышные, косматые. Сам он бывает покрыт инеем или беловолос, сед. Так он описан, например, в сказке Мужик и Мороз: «сидит на пне седой старичок, борода до самой земли, белая, как снег, так и искрится на солнце».
В другой версии этой сказки Мороз, хоть и тоже живёт в лесу (как и многие другие мифологические персонажи, ведь лес у нас - в некоторой степени образ Иного мира), но не просто сидит на пенёчке, а обитает в небольшой ледяной избушке.
Что касается образа Зюзи - белорусской (якобы) персонификации Мороза, который очень популярен в современных языческих кругах, т.к. описывается весьма подробно - как маленький, крепенький старичок с белой бородой, непокрытой головой, тепло одетый, но босой и с железной дубинкой - то он, с большой долей вероятности, является плодом так называемой кабинетной мифологии - и если не полностью вымышлен, то весьма приукрашен П. Древлянским, в чьей работе, посвященной белорусской мифологии, он и появляется (подробнее об этом см. Е. Левкиевская - Механизмы создания мифологических фантомов в «Белорусских народных преданиях» П. Древлянского).
За причинённый вред Мороз может отдариться - если, конечно, его найти и потребовать возмещения за убытки. И Мороз действительно даёт такому искателю справедливости волшебные дары - то коня, у которого из-под копыт серебро сыплется, то торбу заветную, из которой еда да питьё появляются, то скатерть-самобранку. Но тут и человек должен не сплоховать, кому попало про волшебные дары не болтать, чтобы не отобрали.
Ну и, как можно видеть, - подобно другим старым зимним персонажам-дарителям, наш Мороз дарит подарки отнюдь не всем, а тем, кто этого заслуживает и кто был достаточно упорен, чтобы разыскать его. Подобное мы видим, например, в германской сказке о Фрау Холле, Госпоже Метелице - этот сюжет использовал Иван Одоевский в своей авторской сказке "Мороз Иванович", которая тоже повлияла на формирование образа Деда Мороза в наше время.
В определенной степени Мороз связан с образом кузнеца - поскольку он «сковывает» реки льдом, деревья - инеем и т.п., об этом пишут Иванов и Топорков. Мороз - и силач и ловкач, «Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт», а в сказке «Морской царь и Василиса Прекрасная» Мороз-Трескун напрямую назван богатырём, куда он дунет - там любой жар остынет, сосульки повиснут.
Одна из самых устойчивых традиций - кормление Мороза; это обряд, который устраивался либо на Святки, в начале зимы, либо весной. Мороз угощали, чтобы не морозил сильно зимой и чтобы не было весенних заморозков, убивающих всходы. Говорили «Мороз, дед Мороз! Приходи к нам блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!» или «Мороз, мороз, ходы кутти ести! А як нэ йдош, то нэ йды, ни на ягнята, ни на поросята, ни на телята, ни на ўсякую пашню» - формул тут существует очень много. Иногда для этой традиции роль Мороза брал на себя кто-то из людей, и тогда он отвечал на ритуальное приглашение, что уже идёт, и соглашался, что не будет морозить. Блюда, которыми угощали Мороза - ритуальные, обрядовые, поминальные: в основном это блины и кутья, и поэтому можно предположить, что Мороз в какой-то степени связан с образами Дедов, Предков, душ умерших.
Так что, други, чтите Мороза-старика, угощайте горяченьким, и даже если будет холодно - не обижайте Дедушку, не говорите, что холодно, мол, замерзаем. Хуже будет )
По материалам Натальи Никольской
#НГ
#ПризракиЗавтра
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев