В 1943 году, в самый разгар войны, на Киевской киностудии, эвакуированной в Среднюю Азию, режиссер Марк Донской со своей командой снял поистине уникальный фильм - это была военная драма «Радуга». До конца войны оставалось около двух лет, но о тех ужасах, которые она принесла в жизнь советских людей, уже хотелось кричать - рассказать всему миру о том аде, который устроили нацисты на советской земле. Именно в этой картине впервые была поднята тема ужасов гитлеровской оккупации и страданий тех, кто оказался под их властью.
«Это единственная на планете картина, - говорил режиссёр Марк Захаров, -снятая не просто о войне во время войны, а снятая людьми, эту войну видевшими собственными глазами. Эта лента - уникальное социально-историческое явление, которое не имеет прецедентов, и может рассматриваться как документ времени. Ведь ни у одной страны в мире просто напросто нет такого исторического опыта ведения столь масштабных войн, заканчивавшихся полным разгромом врага на его земле, благодаря стойкости собственного народа. И сколько бы зарубежные киноделы не пыжились, снять нечто подобное им не удастся».
⠀
Молодая женщина Александра, которой пришлось делать самый страшный в жизни выбор, была из латышской семьи Дрейман, переехавшей из Либавы в подмосковное Поречье в 1911 году. Отец Александры работал управляющим земского имения Суровцево недалеко от Поречья, а в 1914-м - ушел на войну. Жили Дрейманы бедно. Чтобы младшая сестра могла учиться, старшая, Александра, пасла скот у более богатого односельчанина. А по вечерам повторяла за младшей уроки, чтобы хоть немного освоить грамоту...
Со временем братья и сестры разъехались, и жить вместе с матерью осталась только Александра. Она трудилась в колхозе, стала бригадиром, потом председателем сельсовета. Затем заочно окончила строительный техникум. И в 1939 году вместе с матерью переехала в поселок Уваровка, где ей предложили должность начальника районного дорожного отдела. Со своими обязанностями Александра справлялась отлично и быстро заслужила уважение местных жителей.
Девушка всю себя отдавала работе еще и потому, что с личной жизнью не складывалось. В 1941 году ей исполнилось 33 года, но ни мужа, ни детей у нее не было. Всё изменилось, когда в Уваровке появился Николай Ермоленко, устроившийся работать в контору «Заготзерно». Александра влюбилась. И уже вскоре, весной 1941 года, они вступили в брак, что окружающие восприняли весьма сочувственно. Вообще, к избраннику Александры многие относились настороженно: в Уваровку он приехал недавно, о его прошлом никто ничего не знал, да и производил он на людей какое-то неприятное впечатление.
⠀
Война разрушила все планы на нормальную жизнь. Линия фронта стремительно приближалась к Подмосковью. Александра отправила мать к сестре Анне, которая жила в Москве, а сама продолжала работать.
На случай захвата территории немцами в Уваровке формировали партизанский отряд; записалась в него и Александра. А вот мужа ее не приняли — непонятное прошлое Ермоленко заставило организаторов ему отказать. Партизанский отряд ушел в леса вечером 12 октября 1941 года, когда к Уваровке уже приближались немецкие танки.
Партизанские отряды 1941 года в массе своей были явлением хаотичным и спонтанным. Специалистов, разбирающихся в военном деле, катастрофически не хватало. По статистике, из 2800 отрядов и подпольных групп, сформированных в 1941 году, к 1942 году уцелело только около 10 процентов — остальные были разгромлены гитлеровцами. Не исключено, что та же судьба могла ждать и «Уваровский» отряд.
Необходимо сказать, что Александра Дрейман, специалист по дорожному строительству, оказалась единственной, кто достаточно хорошо разбирался в минно-взрывном деле. Поэтому помимо проведения разведки в населенных пунктах она занималась обучением бойцов.
Эти инструктажи не пропали даром: в конце октября «Уваровский» отряд провел успешную операцию по подрыву сразу четырех мостов, серьезно нарушив немецкие коммуникации. Однако сразу после этого успеха Александра Дрейман исчезла из отряда.
⠀
Партизанская жизнь в лесу была очень тяжелой даже для здоровых людей. Холод, сырость, часто недостаток продовольствия... Раненых партизаны старались переправлять через линию фронта или отправлять в деревни к надежным людям. Так же поступали и с больными, так как выздороветь в лесу, в суровых условиях, было очень трудно.
Возвращаться в населенные пункты было серьезным риском, ведь коллаборационисты из числа местных жителей всегда готовы были выдать партизан, чтобы получить награду от немецкого командования. Но зачастую иного выхода просто не было. Уходили из отрядов не только больные, но и здоровые. Не выдержав лишений, люди становились дезертирами.
Вот и Александру Дрейман заподозрили в дезертирстве. И командование отряда постановило — покарать предательницу. Искать ее долго не пришлось, ведь женщина вернулась в свой собственный дом.
Посланники, пришедшие ночью в дом к Александре, сказали напрямую: «Имеем приказ тебя расстрелять!» На что Александра спокойно ответила: «Расстреливайте! И меня, и ребенка!» и показала ошеломленным партизанам свой округлившийся живот.
Свою беременность она скрывала до последнего. Рано наступившие холода в этом помогли — под зимней одеждой интересного положения Александры видно не было. Но когда срок родов приближался, оставаться в лесу было больше нельзя, тем более что из бойца она превращалась в обузу. Александра всё привыкла решать сама и на сей раз тоже посчитала, что никто не должен страдать из-за ее проблем.
⠀
Партизаны вернулись в отряд, чтобы доложить, как обстоит дело в реальности. А потом стало известно, что спустя несколько часов Александру Дрейман арестовали немцы.
Жительница Уваровки Евдокия Коленова, соседка Александры, рассказывала, что перед арестом к ней пришел муж: «Ермоленко куда-то пропал перед самым приходом немцев. Потом, когда те уже мародёрствовали, объявился вновь и сразу пришёл к Александре. О чём говорили? Этого никто не знает...»
«...Но в наступившую ночь, - продолжала Евдокия, - немцы увели её, в чём была — в гимнастёрке и юбке. А утром люди увидели в немецкой форме мужа Дрейман, бодро шагавшего по посёлку».
Есть версия, что Ермоленко был немецким агентом еще с довоенного периода, и его появление в Уваровке и женитьба на Александре Дрейман являлись частью его задания — обосноваться, стать своим среди местных, чтобы в нужный момент приступить к активным действиям.
⠀
Сразу после ареста Александры немецкий комендант поселка, обер-лейтенант Хаазе, приступил к допросу. Он не сомневался, что женщина, которая вот-вот должна родить, сломается быстро. А дальше — так же быстро будет разгромлен партизанский отряд и подоспеет награда от командования. Но Александра молчала. Ее били, гоняли босой и практически раздетой по морозу, снова били...
В разгар этих издевательств Александра родила сына. Всё это время партизанку держали в холодном сарае, к которому удалось пробраться ее подруге Анне Минаевой. «Мальчик у меня, Нюра, — сказала Александра. — Очень плохо мне — хоть бы конец скорее наступил».
⠀
А на следующем допросе наступил самый страшный момент. Немец сказал: или она выдает расположение партизан, или прямо на ее глазах ребенок будет убит.
Что испытывала бедная мать в эти секунды, даже невозможно представить. Она так долго ждала своего счастья, и вот он, родился, ее первенец, ее долгожданный малыш. Что может быть сильнее материнского инстинкта, заставляющего любой ценой защитить свое дитя? Кто бы смог осудить измученную женщину, если бы в эту минуту она решила спасти жизнь своему младенцу, пожертвовав десятками жизней членов партизанского отряда? Но Александра Дрейман не сообщила немцам ничего. Ее малыша закололи штыками у нее на глазах. А потом ее снова били, уже не столько от желания чего-то добиться, сколько от ярости, ненависти и непонимания — как эта маленькая хрупкая женщина может обладать такой невероятной стойкостью и силой...
А на следующий день Александру Дрейман расстреляли.
Гитлеровцы покинули Уваровку 22 января 1942 года. Вместе с передовыми частями Красной Армии в поселок прибыл военный корреспондент «Правды» Оскар Курганов. От местных жителей он и узнал историю Александры Дрейман. А в феврале 1942 года в главной газете Советского Союза был опубликован очерк «Мать», где со слов местных жителей автор передал весь ужас случившегося:
«Ее толкнули прикладом, она соскользнула в снег, но опять поднялась, босая, измученная, посиневшая, распухшая, истерзанная палачами. И ее голос вновь возник в вечерней тьме:
— Матери, родные, слышите ли вы меня? Я смерть принимаю из рук зверей, сына своего не пощадила, но правды своей не выдала. Слышите ли меня, матери?!..
И пока враг не будет разбит, все честные люди земли, все, в ком бьется материнское сердце, не забудут предсмертный клич Александры Мартыновны Дрейман. Он звучит, этот клич, из глубины ее мученической души. И никогда не смоется в памяти народа образ матери, чья любовь к родине, к свободе, к земле своей оказалась сильнее всех ее материнских чувств...»
⠀
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, Александра Мартыновна Дрейман посмертно была награждена орденом Ленина.
⠀
В том же, 1942 году, история Александры Дрейман легла в основу повести «Радуга», написанной польской и советской писательницей Вандой Василевской. А в следующем году решили снять и фильм, который в итоге произвел на зрителей сильнейшее впечатление. Даже сегодня смотреть его физически тяжело, такова в нем концентрация человеческой боли.
⠀
Действие повести происходит зимой, и зима является важной составляющей произведения. Эта суровая пора символизирует холод и мрак, в который погрузилась страна под властью оккупантов. Но среди зимы появляется весенняя радуга, как символ надежды на освобождение.
Снимать фильм были вынуждены жарким летом в Туркменистане, на солнцепёке в 45 градусов. Украинская деревня была «построена» на территории стадиона в Ашхабаде. Снег заменили пуховыми и байковыми одеялами, солью, сульфатом и нафталином, а местные мастера стеклодувы создали сотни «ледяных сосулек».
Не стоит и говорить, что закутанные в тулупы и меховые платки актёры валились с ног от тепловых ударов, но не это было самым сложным во время съёмок.
Члены съемочной группы вспоминали, что сами съемки были испытанием. Среди актеров были те, кто потерял близких на войне, и им, по сути, приходилось заново переживать личные страдания. Когда становилось особенно тяжело, режиссер Марк Донской подходил к актерам и говорил одно только слово: «Надо».
Актриса Елена Тяпкина, исполняющая роль жительницы села Федосьи, в фильме видит труп убитого оккупантами сына. Но играть ей вовсе не требуется, так как сама Елена незадолго до съёмок получила «похоронку» на своего сына Глеба, ушедшего на фронт. Друзья отговаривали её от этой роли, вполне разумно полагая, что Елена психически не выдержит эту муку. Но она согласилась только с одним условием – никаких репетиций и вторых дублей, а иначе она просто не сможет. В самые ужасные моменты, когда актриса была готова всё бросить, Марк Донской повторял волшебное слово, и съемки продолжались...
Исполнитель роли деда Охапки, Антон Дунайский, по сценарию должен был выступать во время суда над нацистским старостой. Каких сил это стоило Дунайскому, сложно представить, ведь вся актёрская группа знала, что семью Антона угнали в Германию. И этот несчастный человек накануне своего 50-летия был совершенно одинок - немцы лишили его всех родных ему людей.
⠀
Актеры, сыгравшие в фильме нацистских преступников, были не менее убедительны. Даже зафиксированы случаи нападения на них со стороны участвовавших в массовке эвакуированных украинских колхозниц.
Роль коменданта исполнил разыскиваемый гестапо немецкий коммунист Ганс Клеринг. В годы войны он играл немецких офицеров в новеллах «Боевого киносборника». После победы переехал в ГДР и стал одним из основателей киностудии ДЕФА. Любители кино могут помнить этого актера еще по роли Чаплицкого в фильме «Богдан Хмельницкий». Однако именно роль в «Радуге» Ганс Клеринг всегда считал лучшей в своей кинокарьере.
Прежде, чем приступить к съемкам, Марк Семёнович Донской сумел добиться своего рода командировки по только что освобождённым селеньям Подмосковья. Режиссер беседовал с жителями, знакомился с теми чудовищными оккупационными условиями, в которых вынуждены были жить граждане, не успевшие эвакуироваться или же просто не имевшие такой возможности. И это были не просто «впечатления».
Позже в своих воспоминаниях режиссёр признался, что авторами некоторых монологов в картине была не писательница Ванда Василевская и даже не сам Донской - он просто перенёс на экран слова тех людей, которых он встретил в разграбленных и сожжённых деревнях Подмосковья.
⠀
Премьера фильма состоялась 24 января 1944 года, а одним из первых рецензентов «Радуги» стал Иосиф Сталин. После просмотра он лично позвонил Донскому. Однако самой высшей похвалой стали даже не поздравления вождя, а его убеждённость, что картина «поможет в борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков» (фраза из воспоминаний Марка Донского).
Этот отзыв стал для «Радуги» такой мощной путёвкой в жизнь, что её показывали и на передовой, и на заводах, и в далёких сёлах, и в колхозах. По сути, везде, где можно было разместить кинопроектор.
А вскоре картина оказалась и в США. После киносеанса в Белом доме Франклин Рузвельт (который, кстати, при просмотре фильма отказался от услуг переводчика) отправил в Москву телеграмму с заверениями, что этот фильм будет обязательно показан американскому народу «во всём величии картины». Говорят, что после показов ленты в США в призывных пунктах американской армии наблюдался небывалый приток добровольцев — мужчины рвались мстить нацистским нелюдям.
Несмотря на широко распространённую в печати информацию, фильм «Радуга» никогда не получал американской премии «Оскар», поскольку эта премия в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» впервые была вручена только в 1947 году. Но картина была отмечена Главным призом ассоциации кинокритиков США и Высшей премией газеты «Daily News» «За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года», а также призом Национального совета кинообозревателей США.
Режиссер Марк Донской, а так же исполнительница главной роли (в фильме ее звали Олёна Костюк), актрисе Наталье Ужвий в 1946 году была присвоена Сталинская премия I степени.
Фильм «Радуга» имел большой успех и среди советских зрителей, но спустя годы после войны забылся. Это вдвойне обидно, потому что снять фильм такой же силы, способный передать, чем жили наши соотечественники той эпохи, сейчас практически невозможно.
#Кинематограф
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев