Угощения и застолья носили обрядовый характер.
До сегодня из старинных традиций дошли щедрование, колядование и раздача кутьи из цельнозерновой пшеницы, заправленной узваром. Разница лишь в том, что раньше принесшего в дом кутью обязательно ждал щедрый хозяйский подарок. Утро Нового года ряженые начинали с колядок – «посевали»: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём колядовали исключительно мужчины, что мы и сегодня знаем, как залог удачи в будущем году. Веселились колядующие от души.
Большие мужские компании обменивались пожеланиями счастья со случайными прохожими и могли себе позволить заходить в каждый дом. Примерно с середины прошлого столетия эта традиция стала умирать, по крайней мере в больших городах. В крупных поселениях, где не каждый знал собственного соседа, праздничная беспечность могла обернуться большими неприятностями, когда в дом попросту впускали преступников. И тем не менее, давняя добрая традиция и сегодня поддерживается народом в сельской местности.
Вообще, к Святкам, длившимся до Крещения, донские казаки готовились загодя. Девицы шили нарядные платья, мастерили для мужчин костюмы и маски. Праздничная неделя между Рождеством и Крещением Господним наполнялась поистине магическим смыслом. Казаки верили, что жизнь в эти дни замедляется, переписывая заново странички будущего. Отсюда и традиционные святочные гадания, и рождественские предсказания.
Одной из такого рода забав на Дону были вареники с сюрпризами. Почитаемое казаками мучное блюдо, щедро умасленное сливками, готовилось с разными начинками. Кому попадался вареник с мукой, мог ждать в новом году богатой жизнь, но тяжёлой, вареник с солью обещал несладкую перспективу, пустой – напрасные старания, а с монетой – счастливое и долгое существование.
Отличал донской край и еще один обряд. В новогодние праздники принято было отдельно почитать баб-повитух. Эту традицию так и называли - Бабьи каши. Роженицы щедро благодарили своих помощниц-повитух, принося им в дом пироги и хмельные напитки. А девушки, испытывавшие проблемы с деторождением, угощались за одним столом с повитухами приготовленной их руками магической кашей из проса и гречихи. Все верили, что такая трапеза в волшебные дни обязательно поможет забеременеть и успешно родить в будущем году.
После революции и с введением нового календаря не только сдвинулись даты привычных зимних праздников, но и смешались традиции. Сегодня на Дону сложно хранить и нести через время старинные донские устои предков. Ведь Новый год теперь приходится на рождественский пост, и повторить все стародавние обряды светлого праздника – значит идти вразрез с церковными традициями. К слову, по этой причине у нас и появился дополнительный зимний праздник - старый Новый год.
#НГ
Нет комментариев