Мама рассказывала Марку, что он родился под грохот салюта в честь взятия нашими войсками какого-то города во время войны. В детстве его воспитанием занималась в основном бабушка, музыкально одаренный, образованный человек. Дед по линии матери был купцом первой гильдии.
Мальчик с детства очень любил петь и напевал везде, где бы ни находился. Его отдали учиться музыке. Примерно в 5 лет родители купили ему пианино, и он с удовольствием начал играть, придумывать, сочинять. Тогда он еще не знал нотной грамоты и музыку записывал своими особыми значками. Мама до сих пор хранит эти нотные листочки, понять которые может только сам автор.
Фаина Михайловна была преподавателем немецкого языка и очень музыкальным человеком. Преподавала в Военной академии имени Фрунзе, потом в Институте химического машиностроения (МИХМ). Ее портрет висел в 1950-х годах на Доске почета в центре города. Она научила сына прекрасно говорить по-немецки, что очень ему пригодилось в жизни.
В 6 лет Марка отдали в музыкальную школу, в центре города, рядом с редакцией "Известий". Его учительница поняла, что концертирующего пианиста из Марка не получится, а композиторского отделения в школе не было.
Мальчику были неинтересны бесконечные повторения гамм и этюдов, его тянуло к творчеству. Вскоре он ушел из школы и продолжил музыкальное образование дома, с учителями. Потом поступил в музыкальную школу при консерватории сразу в 3-й класс, по классу композиции. Его преподавателем был сначала А.И. Пирумов, а потом Н.Н. Сидельников, исключительно талантливый композитор и педагог, человек, глубоко знающий литературу и историю.
В 1960 году Марк поступил в музыкальное училище при консерватории, продолжая учиться у Сидельникова. В 1964 году он окончил училище и был принят в консерваторию в класс А.И. Хачатуряна. В эти годы он написал вокальные циклы на стихи Роберта Бернса и Александра Блока.
Второй цикл был написан в 1965 году и назывался "Балаганчик". В него входили 6 стихотворений Блока, положенных на музыку, впоследствии ставшие элементом обязательной программы конкурсов имени Глинки. Романс "Вербочки" из этого цикла исполнял на концертах Иван Семенович Козловский. В 1990-х годах Кристина Орбакайте на основе этого романса сделала эстрадную песню.
Окончив консерваторию в 1969 году, Марк подал документы в Союз композиторов. В то время его возглавлял В.И. Мурадели. Обязательной процедурой при вступлении в Союз композиторов было исполнение своих произведений. После выступления Марка Вано Ильич даже расцеловал его. Так в 1970 году Марк Анатольевич Минков был принят в Союз композиторов СССР.
В том же году его пригласили написать музыку к телевизионному сериалу "Следствие ведут знатоки". Мелодию он написал очень быстро, потом даже выждал некоторое время и позвонил на телевидение сообщить, что песня готова. Песня (автор стихов - Анатолий Горохов) сразу полюбилась и запомнилась, стала гимном работников милиции, и до сих пор звучит с экрана и концертных площадок. После телефильма "Следствие ведут знатоки" композитору поступило множество предложений из театра и кино.
Марк Минков написал музыку к спектаклю Театра имени А.С. Пушкина "Мужчины, носите мужские шляпы". В этом спектакле впервые прозвучала песня на стихи Вероники Тушновой "Не отрекаются, любя". Ее исполняла актриса театра. Позже композитор предложил эту песню Алле Пугачевой. Песня ей сразу понравилась. В исполнении певицы она обрела популярность на долгие годы, стала ярким явлением на отечественной эстраде и любима слушателями до сих пор.
Потом из музыки, написанной к спектаклю Центрального детского театра, родилась песня на стихи С. Кирсанова "Летние дожди", ставшая известной в исполнении А. Пугачевой. Певица исполняла и другие песни М. Минкова, вошедшие в золотой фонд советской эстрады, такие как: "Ты на свете есть..." (на стихи Л. Дербенева), "Монолог" (на стихи М. Цветаевой) и др.
Марк Минков написал музыку более чем к 100 кино- и телефильмам, к таким как "Добряки", "В зоне особого внимания", "Мы из джаза" (песня "Старый рояль") режиссера К. Шахназарова, а также к нескольким мультфильмам, в том числе к известному музыкальному анимационному фильму "В порту". Одна из последних работ в кино - музыка к фильму "Женщин обижать не рекомендуется" (режиссер В. Ахадов).
Популярная песня "А знаешь, все еще будет" впервые прозвучала в фильме "Мы жили по соседству". В фильме "Приказ - огонь не открывать" прозвучала песня "Мой милый, если б не было войны", ставшая популярной в исполнении Валентины Толкуновой. Этот фильм получил Государственную премию СССР. В 1992 году Минков написал совместно с поэтом Юрием Рыбчинским оперу «Белая гвардия», которая не была поставлена.
Минков сотрудничал с Театром Антона Чехова, написав музыку для спектаклей Леонида Трушкина «Поза для эмигранта», «Ужин с дураком», «Шалопаи, или Кин IV», «Смешанные чувства», «Морковка для императора». Также писал музыку к фильмам; его последними работами как кинокомпозитора стали «Эффект домино» и «Наваждение».
Композитор умер из-за сердечного приступа на своей даче 29 мая 2012 года. На прощании с Марком Минковым в Доме Кино выступили Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Юрий Энтин, Александр Градский, Геннадий Хазанов, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, Анатолий Кролл и другие. Похоронен после кремации в Москве на Востряковском кладбище.
#К11
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1