Крестьяне на Руси стремились поддерживать свое тело в чистоте. Это подмечали даже путешественники, посетившие немало стран. Помогала в этом русская печь.
Место печки в русской избе
Занимавшую порой до трети всего пространства горницы, ее всегда считали почти святым местом.
Печь давала тепло и еду.
Огонь, по преданию, обладал чудодейственным действием и мог унести все невзгоды и хвори.
Больного укладывали на полати, чтобы прогреть кости. А новорожденных, особенно недоношенных, часто подносили к устью и окатывали «печным духом», чтобы наделить здоровьем.
На ней сушили белье.
У стариков и детей и вовсе большая часть жизни проходила на печи: здесь всегда было тепло и уютно. А как сладко завывал в трубе ветер, навевая дремоту и создавая вокруг таинственную обстановку.
Подготовка к купанию
Печь, как правило, затапливали с утра. В ней готовили и держали еду, которая в течение дня сохранялась теплой, пекли пироги. С утра же в печь ставили большой чугун с водой для мытья и поменьше со щелоком - залитой водой золой. Заранее могли приготовить целебные отвары – травы просто опускали в чугун в водой.
Непосредственно подготовка к мытью начиналась вечером. Из печи вынимали все, кроме чугунов с водой и щелоком. Золу выгребали, устье и стенки обметали от сажи, насколько это было возможно сделать, потому как мыться в русской печи приходилось в прямом значении этого слова. При этом заранее проверяли готовность ее, бросая внутрь горсть муки: если последняя не загоралась, можно было приступать к купанию. Затем закрывали заслонки, основание, выстилали досками или соломой. В редких случаях в печь ставили корыто – тогда мыться можно было основательно, не боясь, что вода прольется на пол.
Особое внимание уделялось устью, через которое человек попадал в печь: стенки его очищались от копоти, а поверх соломы или дощечек бросали самотканый половик.
Как мыться в русской печи
Очень ярко описывает этот необычный для современного человека процесс Г. Успенский. В одном из своих очерков он вспоминает, как, вошедши в русскую избу, услышал из «закутанной», т.е. печки, сначала трепет и шуршание – как он потом поймет, это был веник – затем мужской крик. Баба открыла устье, и из него выбрался хозяин, напарившийся до изнеможения. Как правило, помывшийся сразу бежал в сени либо на улицу, где окатывал себя приготовленной заранее водой.
В принципе, эта картинка вполне объясняет, как мылись в русской печи.
Стоит лишь добавить, что воду использовали очень экономно, иначе она залила бы всю избу. А так вода понемногу впитывалась в солому, в крайнем случае попадала на пол перед печкой.
Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей. Но если даже это и происходило, проблема была решаема: перед печкой ставили большую лохань или корыто и обливались водой прямо в избе.
Женщины, как правило, мылись с детьми, мужчины по одному или вдвоем.
После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.
Кто предпочитал мыться в печи
Чаще всего такой способ использовали для купания детей, больных и немощных стариков. Мать раздевалась и влезала в печь, через устье ей подавали ушат с холодной водой, мочалку и затем ребенка. При этом могли использовать лопату – отсюда, возможно, и пошли сказки о Бабе-Яге, отправляющей в печь нежданного гостя. Помывшихся в печи детей обычно ставили в корыто и обливали теплой водой, чтобы смыть сажу, если она попадала на кожу. Затем заматывали в холстину и отправляли на полати.
Для тех, кто не мог влезть в печь самостоятельно, готовили доску. На нее укладывали больного или старца и «ввозили» в печь, где его уже ждал помощник, осуществлявший в дальнейшем помывку.
#Домострой
#Традиции
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13