Как Пушкин «Евгения Онегина» в карты проиграл
Мы знаем Пушкина как «наше всё» и великого поэта, а для московской полиции он был картежником, занесенным в список известных банкометов, которым при случае грозили суд и высылка за объявленную вне закона игру на деньги. Пушкин был игроком азартным, но неудачливым: из четырех игр проигрывал три, а когда заканчивались деньги, то в ход шли рукописи.
Однажды по пути из Михайловского в Петербург Пушкин застрял в Пскове.
«Ангел мой Вяземский… получил я письмо твоей жены и твою приписку, обоих вас благодарю и еду к вам и не доеду. Какой! меня доезжают!.. В деревне я писал презренную прозу, а вдохновение не лезет. Во Пскове вместо того, чтобы писать седьмую главу "Онегина“, я проигрываю в штос четвертую: не забавно» (П.А. Вяземскому, 1 декабря 1826 г. Из Пскова в Москву).
На пятую главу «Онегина» Пушкин играл уже в Москве с тестем своего брата — Александром Михайловичем Загряжским. По обыкновению поэт спустил все деньги и, охваченный азартом, поставил на кон новенькое сочинение. Господин Загряжский был осведомлен, что издатель платит за него кругленькую сумму, поэтому ставку принял. И снова неудача: пятая глава поэмы перешла к Загряжскому. На что бы еще сыграть? Карты, деньги, два ствола! Пушкин достал пару дуэльных пистолетов «Лепаж» и отыграл свой шедевр и деньги!
О двойка! ни дары свободы,
Ни Феб, ни Ольга, ни пиры
Онегина в минувши годы
Не отвлекли бы от игры.
Наделил Пушкин героя поэмы своим пороком, от которого так и не смог избавиться. Несмотря на баснословно высокие гонорары, финансовые дела поэта были плохи. Покровительствовавший ему Николай I выкупил его карточные долги.
Как Достоевский в Баден-Бадене проигрался
Если Пушкин проигрывал в карты уже написанные произведения, то Достоевскому пришлось экстренно сочинять новый роман, чтобы покрыть свои долги, образовавшиеся из-за пристрастия к азартным играм.
Летом 1862 года Федор Михайлович впервые отправился на отдых за границу, и так ему понравилось в немецких Баден-Бадене, Висбадене и Бад-Хомбурге, что возвращался он туда из года в год. Правда, влекли писателя не целебные воды, а сверкающие залы казино. Доигрался писатель до того, что пришлось практически продать душу. Скупщиком душ и шедевров оказавшихся на мели писателей и композиторов того времени был некто Федор Тимофеевич Стелловский, петербургский литературный и музыкальный издатель. Он подписывал контракты с авторами в те самые моменты, когда они отчаянно нуждались в деньгах и были согласны на самые невыгодные условия.
К 1 ноября 1866 года Достоевский обязан был предоставить роман не менее 12 печатных листов, иначе Стелловский волен был в продолжение девяти лет издавать даром все работы писателя без всякого вознаграждения. Коварный издатель был уверен, что Федор Михайлович никак не успеет, ведь у него параллельный контракт на «Преступление и наказание» для «Русского вестника», к тому же он страдает приступами эпилепсии, во время которых работать не может.
Но за 24 дня был написан роман «Игрок». По утрам Достоевский работал над одним произведением, а по вечерам брался за второе. Помогала ему молоденькая стенографистка Неточка Сниткина, на которой он и женился по окончании романа. По собственным оценкам автора, романчик хоть и получился «весьма удовлетворительный», зато спас азартного писателя от разорения. Верно когда-то сказал дядя Пушкина Василий Львович: «Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы».
Шостакович и рояль
«Играем на мой кабинетный рояль!» — воскликнул Дмитрий Шостакович в надежде отыграться. Игра в преферанс в Ленинградском мюзик-холле затянулась до утра. За столом сидела неразлучная азартная тройка: директор театра Михаил Падво, главный дирижер Исаак Дунаевский и проигравшийся композитор и пианист Шостакович, который уже задолжал сорок номеров для будущей пьесы «Условно убитый». Отыграться ему в тот раз так и не удалось, он проиграл Дунаевскому не только рояль из красного дерева, но и свой единственный на тот момент пиджак. А рояль впоследствии выкупила Клавдия Шульженко.
Под прицелом пушек
В истории не осталось имени русского офицера, однажды посетившего казино Монте-Карло, зато навеки осталось правило: никогда не пускать людей в форме. Тот самый офицер причалил в порту Монако на военном корабле и отправился не в кабак, а в казино. Увлекшись рулеткой, он не заметил, как проиграл все деньги. Ненадолго исчез и вернулся с корабельной кассой в надежде отыграться. Но не тут-то было, еще никто не уплывал с сокровищами казино! Разъяренный офицер развернул пушки на корабле в сторону Монте-Карло и для первого предупреждения пальнул по горам. В казино смекнули, в чем дело, и деньги офицеру вернули.
Это был первый случай, когда казино простило проигрыш.
15 минут славы Босого Джо
2 апреля 1995 года на пороге казино «Остров сокровищ» в Лас-Вегасе появился неопрятный старик — босой, в отрепьях. Поговаривали, будто его выгнала из дома жена, он даже не успел обуться. При себе у него было немного денег — пособие из фонда соцзащиты. В казино удивились, но пропустили нежелательного гостя. По всем законам сверкающего Лас-Вегаса, построенного на проигравших, он должен был быстро распрощаться со своими жалкими четырьмя сотнями долларов и убраться ни с чем.
К удивлению крупье, старик начал выигрывать, игнорируя все стратегии блек-джека, и задержался в казино не на один день. Попивая Jack Daniels с колой, он обыграл казино более чем на миллион долларов! Везучим гостем заинтересовалась служба безопасности.
Старика приодели, предоставили охрану, номер в отеле, лимузин и следили, чтобы он играл только в «Острове сокровищ». Выигранное в конечном счете должно остаться в казино! Стратегия сработала. Удача ухмыльнулась: азартный старик, которого прозвали Босым Джо, не смог вовремя остановиться и проиграл свой миллион.
Но перед тем, как снова превратиться в обычного старика, он прожил, пожалуй, самую яркую неделю в жизни и продал права на экранизацию своей истории за 10 000 долларов. При подписании контракта присутствовал представитель Голливуда Кевин Костнер.
Нет комментариев