В кино он дебютировал уже в зрелом возрасте в телесериале «Тени исчезают в полдень» (1972) и сразу завоевал любовь зрителей. Народный артист РСФСР.
Родился: 7 декабря 1926 г., Москва, РСФСР, СССР
Умер: 14 июня 2009 г. (82 года), Санкт-Петербург, Россия
Пётр Вельяминов родился в Москве, в семье потомственного военного из древнего дворянского рода Вельяминовых. Среди предков Петра Сергеевича Вельяминова много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище. Отец Петра Вельяминова - Сергей Петрович Вельяминов (1898 г.р.) - был царским офицером, ушёл на фронт в 1916 году, затем служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии. Первый раз по сфабрикованному обвинению его арестовали в тридцатом году. В 1936 году его освободили. В 1941 году Сергей Петрович пошел добровольцем на фронт. Он воевал простым солдатом, так как после ареста был лишён офицерского звания. Второй арест последовал на фронте в сорок четвёртом, и он отсидел еще десять лет. Дважды прошла через пятилетние ссылки и мать Петра Вельяминова, Дивнова Татьяна Ермиловна (1893-1972). Сергея Петровича реабилитировали по обоим делам за отсутствием состава преступления и возвратили звание подполковника в 1956 году. Татьяна Ермиловна выхлопотала ему военную пенсию, и они прожили вместе еще девятнадцать лет...
Такое происхождение, конечно, повлияло на судьбу Петра Вельяминова. В 1943 он был арестован и осужден за участие в «антисоветской организации», которой не было и в помине. Как ему сказали на одном из допросов, «яблоко от яблони недалеко падает». Вот так свои юношеские годы - с 16 до 25 лет - Петр Вельяминов провел в лагере заключенным. В лагере до Петра дошла весть об аресте матери. Он был так потрясен известием, что вскрыл себе вены. Ему уже не хотелось жить. Страдания матери, которую он очень любил, казались ему непомерными. К счастью все обошлось... В 1952 году Петр Вельяминов освободился (реабилитировали же его через тридцать два года после освобождения - в 1984 году). После освобождения Вельяминов имел строгие ограничения в проживании - ему запрещалось проживать в крупных городах. Он поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. «Я актер без образования. Мой театральный университет - лагерь, где учился я театральному мастерству» - говорил Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была - он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он. С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться со своей сестрой Ириной в Москве. Их дома к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог - действовало ограничение паспортного режима. В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было - герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров. Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова. Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминал: «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза». Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя «мыльной оперой» не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман. После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр «Современник». В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме «Командир «Счастливой Щуки» он сыграл главную роль - командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: «После выхода на экран фильма «Командир «Счастливой Щуки» я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу». С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера. Как бы продолжением судьбы, прожитой в «Тенях...», стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее «Вечный зов» (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась - верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят. Среди других ролей Вельяминова в те годы - Иван Бурлаков в киноповести «Иванов катер» (1972), Николай Егорович в мелодраме «Сладкая женщина» (1976), замполит Калинин в криминальной драме «Опасные друзья» (1979). В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике «Пираты ХХ века». Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа. Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы. Он снялся в главных ролях: в детективе «Ночное происшествие» (1980), приключенческих фильмах «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), психологической драме «Железное поле» (1986) и других. Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме «Ярослав Мудрый» (1981). В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева «Серые волки» или исторический Ускова и Краснопольского «Ермак». Последние десять лет Пётр Вельяминов изредка выходил на театральную сцену. Да и в кино он снимался крайне редко. Среди его редких ролей: Свечников в сериале «Казароза», Илья Федосеевич в короткометражке «Чертогон». Последней его работой в кино стала роль Бориса Васильевича Анрепа в историко-биографическом фильме «Луна в зените», посвященном знаменитой поэтессе Анне Ахматовой. В мае 2009 года, будучи у себя на даче в посёлке Чернево Псковской области, Пётр Сергеевич подхватил грипп, перешедший потом в тяжёлую форму пневмонию. Актёра в тяжёлом состоянии доставили в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Но даже лучшие специалисты не смогли ему помочь. Болезнь была очень запущена...
#Календарь12
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев