(КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ), то есть его завершение, окончание. Все двунадесятые праздники совершаются на протяжении нескольких дней и заканчиваются отданием. В этот день в храме еще раз с особым торжеством вспоминается спасительная страсть Христова на кресте и его обретение.
Сам праздник Воздвижения был установлен в честь обретения Святого и Животворящего Креста Господня в 326 году. Тогда патриарх Макарий I, с целью чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал, то есть поднимал его, обращая ко всем сторонам света.
Нечестивый император Адриан (117-138 гг.) пытался уничтожить в человечестве память о Христе. Он приказал засыпать землей Гроб Господень и Голгофу и на их месте устроил идольское капище. Прошло почти 200 лет, и в 323 году к власти пришел равноапостольный Константин, первый из римских императоров прекративший гонения на христиан. Горячо желая найти Крест, на котором был распят Господь, император Константин отправил в Иерусалим свою мать, царицу Елену, с письмом Иерусалимскому Патриарху Макарию. Долгое время ее поиски оставались безуспешными, но наконец, один старый еврей по имени Иуда указал ей на капище Венеры, сказав, что под ним зарыт Животворящий Крест. Капище разрушили и начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из крестов был распят Господь, патриарх Макарий повелел поочередно возлагать кресты на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов был возложен на умершего, от тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу, в бесчисленном множестве пришедшему поклониться Святому Кресту Господню.
Святая царица Елена привезла в Константинополь найденные вместе с Крестом гвозди, которыми было пригвождено Тело Господа.
На отдание праздника Крест, который до этого времени нахордился в центре храма теперь уносится обратно в алтарь до Крестопоклонной недели Великого поста, когда он снова выносится для поклонения верующх.
МОЛИТВЫ.
ТРОПАРЬ ВОЗДВИЖЕНИЮ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ГЛАС 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя\ и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
КОНДАК ВОЗДВИЖЕНИЮ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ГЛАС 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,\ непобеди́мую побе́ду.
ВЕЛИЧАНИЕ ВОЗДВИЖЕНИЮ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Крест Твой Святы́й, и́мже нас спа́сл еси́ от рабо́ты вра́жия.
ЗАДОСТОЙНИК.
Велича́й, душе́ моя́, / пречестны́й Крест Госпо́день.
Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, / невозде́ланно возрасти́вший Христа́, / Имже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во; / тем ны́не возноси́му, \ поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2