ЧИТАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ВЕЛИКАНОВ.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, ГЛАВА 14, СТИХИ С 10-42
ЧИТАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ВЕЛИКАНОВ
Приходилось ли вам, дорогие друзья, сталкиваться... с запахом смерти? Не в буквальном смысле — а с ощущением неизбежно надвигающейся трагедии? Если да, то вы по-особому сможете услышать отрывок из 14-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением в храмах.
ГЛАВА 14.
10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
ТОЛКОВАНИЕ.
В сегодняшнем евангельском чтении много резких разрывов, которые делают повествование ещё контрастнее, ещё выразительнее. Это и разрыв между предельной открытостью, даже интимностью последнего ужина Христа с учениками — где Он даёт им приобщиться через хлеб и вино Своим Телу и Крови. И тут же — вероломное предательство Иуды. Это и по-детски непосредственная, пламенная молитва к Небесному Отцу об остающихся друзьях — апостолах. Это и полная трагизма, до кровавого пота, молитва в Гефсиманском саду — рядом с «отключившимися» от усталости и общего напряжения учениками. Но больше всего мне хочется обратить внимание на самые последние строки, которыми завершается сегодняшнее чтение: «Вставайте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня». Здесь контрастность повествования становится запредельной: вот только что была молитва — кровавая молитва! — с просьбой о том, чтобы чаша страданий была пронесена мимо. И сразу же после неё — движение навстречу Своей смерти. Не попытка оттянуть страшный момент, куда-то скрыться, хотя бы немного отсрочить этот смертоносный рубеж — нет, напротив, Иисус идёт навстречу смерти — как об этом прекрасно сказал поэт Тимур Кибиров:
«На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!»
Этому и учит нас сегодняшнее Евангелие: не малодушничать, когда перед нами появляется что-то страшное, нависающее, грозное — вверить свою судьбу целиком в руки Любящего Отца — и идти вперёд, твёрдо веруя, что за Крестом будет и Воскресение!..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1