СОБЛЮДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА В ПИЩЕВОМ ОТНОШЕНИИ.
ЗАГОВЕНЬЕ - это последний день перед многодневными постами, когда вкушается скоромная (непостная) пища: мясо, яйца, молочные продукты, сыр.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют Филипповым.
Рождественский пост — ожидание таинственного и великого чуда: воплощения на земле Бога, пришедшего спасти человечество.
Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения.
ПИТАНИЕ - в плане питания Рождественский пост считается не строгим. Конечно, все мясные и молочные продукты исключаются полностью. Но рыбу можно есть в субботние и воскресные дни, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — четвертого декабря, в день памяти Николая-чудотворца, девятнадцатого декабря, если этот день приходится на вторник или четверг.
В последнюю неделю перед Рождеством пост полагается усилить, а уж самый строгий постный день, хотя богослужебные чтения в этот день уже наполнены радостью ожидания рождения в мир Спасителя — канун Рождества, Сочельник. Если по правилам, то в Сочельник нужно не есть до самого вечера, до первой звезды, да и потом до Рождественской полночи — лишь слегка перекусить сочивом — варёными зёрнами пшеницы с медом.
Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В Типиконе предлагается такая схема:
по субботам и воскресеньям разрешается рыба
по понедельникам, вторникам и четвергам — пища с растительным маслом и вином
по средам и пятницам — сухоядение
Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу — масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.
В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.
Такие разночтения связаны с наличием двух традиций — более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав — устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения — со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.
Фактически, большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества — 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. В этом году в Рождественский Сочельник позволяется есть пищу с маслом, потому что устав Церкви принципиально отрицает строгий пост в воскресенье.
ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ДУХОВНЫЙ.
Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид.
В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу.
Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, телесериалов, телешоу. Пост — это не цель, а средство. С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой».
В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: «(Постясь от пищи, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживый, будешь возненавиден Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебим неуместными влечениями…»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев