ЧИТАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ ЕПИСКОП ПЕРЕСЛАВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ ФЕОКТИСТ.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, ГЛАВА 3, СТИХИ 28-35
ЧИТАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ ЕПИСКОП ПЕРЕСЛАВСКИЙ И и УГЛИЧСКИЙ ФЕОКТИСТ.
Наверное, мало кто из христиан не мечтал оказаться на месте апостолов Христовых: эти люди имели счастье общения с Господом, они с Ним находились все три года Его земного служения, они ели с Ним и пили, им была дана та благодать, плодом которой стала земная часть Церкви. Но можно и не апостолами, можно, к примеру, помечтать быть сводными братьями Спасителя. Или же просто какими-то Его родственниками, ведь наверняка быть в родственной связи с Христом — это некий залог спасения. Евангелие подтверждает: да, это залог спасения, правда при этом Евангелие переосмысляет само понятие родственных связей. Делает оно это в 3-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
ГЛАВА 3.
28Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
ТОЛКОВАНИЕ
Только что прозвучавший евангельский отрывок затрагивает две не связанные между собой темы: первая касается греха сознательной борьбы против действий Духа Святого, а вторая говорит о величии, сообщаемом человеку Богом тогда, когда человек всеми силами старается исполнять волю Божию.
Спаситель всё время Своего земного служения был окружён людьми, мы знаем, что даже во время личной молитвы Он не всегда был в одиночестве. Вполне естественно, что родственники видели Его крайне редко, и вместе с этим они полагали, что у них есть приоритетное право на внимание к ним со стороны Христа. Нельзя сказать, что такие ожидания ошибочны, ведь несколько позже святой апостол Павел скажет об умении быть хорошим сыном, мужем и отцом как об одном из критериев достойного принятия священного сана: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж [...] хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим. 3:2,4). Однако в услышанном нами евангельском отрывке мы сталкиваемся с той реакцией Христа, которая может немного смутить: Он не спешит откликаться на призыв Своей Матери и других родственников, и вместо этого Он использует возникшую ситуацию как повод для назидания по крайне важному вопросу об истинных родственных связях.
Всё тот же апостол Павел в своё время фактически повторит слова Спасителя и напишет, что истинные израильтяне — это вовсе не те люди, которые имеют генетическую связь с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а те, кто верует так же, как эти древние праведники. На этой мысли апостола Павла строится самоидентификация христиан как истинных потомков Авраама, как Нового Израиля, центр которого не кровь Авраама, а Кровь Христа, воспринимаемая верой Авраама.
То же самое мы слышим и от Самого Спасителя: Его родственники — это не те, кто имеет одинаковые с Ним гены, а те, кто исполняет волю Божию. Таковой, конечно же, была Его Пречистая Матерь, таковы все угодившие Богу святые, таким может стать каждый человек. Если же мы станем Христовыми родственниками через исполнение заповедей Божиих, то такое родство будет превосходить родство плотское, ведь плотское родство вовсе не обязательно способно привести в Небесное Царство, а то, родство, о котором сказал Спаситель, — это гарант блаженной вечности в Христовом Царстве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1