ПРАЗДНОВАНИЕ 6 ФЕВРАЛЯ.
По милости Божией не оскудевает подвиг благочестивой христианской жизни на белорусских землях. В сонме белорусских святых среди имен древних подвижников благочестия таких, как преподобная Ефросинья Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, преподобный Елисей Лавришевский и других, появляются имена практически наших современников просиявших святой жизнью. По указанию протоиерея Феодора Кривоноса, видного специалиста по истории Белорусской Православной Церкви, на данный момент собор прославленных святых белорусской земли состоит из пятидесяти пяти человек. Пятьдесят пятой в этом списке стала святая Валентина Минская, первая из белорусских святых прославленная в чине блаженных, как известные святые блаженные Ксения Петербуржская и Матрона Московская. Прославление блаженной матушки Валентины состоялось 6 февраля 2006 года спустя ровно сорок лет после ее преставления.
Родилась будущая святая 7 (20) апреля 1888 года в селе Коски, расположенном недалеко от местечка Станьково в Дзержинском районе. И отец, и мать блаженной Валентины происходили из священнических родов. Отец матушки священник Феодор Иосифович Чернявский был настоятелем Свято-Никольского храма деревни Станьково, а мама София Петровна Чернявская, как и должно быть, была верной спутницей и помощницей своего супруга.
Кроме Валентины в семье воспитывалось еще три дочери: две старшие Анна и Ксения, младшая Ольга. Двое чад Иоанн и Мария умерли в младенчестве. В доме царила добрая, теплая атмосфера, дети воспитывались в христианском благочестии, любви к труду и молитве. София Петровна имела замечательный дар красиво говорить, наставлять. Она с усердием рассказывала дочерям истории из Священного Писания, жития святых, научая детей следовать их примеру и постоянно напоминая, что святость это не исключение, а норма христианской жизни. Детские годы святой проходили в трудах и молитве. Каждый воскресный и праздничный день Валентина ходила в Станьковский храм на богослужения. Уже с детства она горячо и усердно молилась. Однажды на вечерней службе девочка настолько погрузилась в молитву, что не заметила, как окончилось богослужение. В темноте не заметили и ее, и храм закрыли. Валентине пришлось разбить стекло, чтобы выбраться из храма. Наутро она тщательно убрала все осколки и позаботилась о том, чтобы застеклить окно.
Блаженная Валентина получила духовное образование в Минском Духовном Училище, и позднее не раз заменяла своего отца в Народном училище, проводя уроки Закона Божьего. Маленькие дети с удовольствием слушали юную Валентину Федоровну. Примерно в этом же возрасте она сподобилась встретиться со святым праведным Иоанном Крондштатским, беседовала с ним и получила его благословение. Во время путешествия в Крондштат проявилось, какой силой уже тогда обладала молитва Валентины. Кораблю, на котором плыла святая со своим отцом, угрожала опасность, тогда блаженной Валентине явился святой великомученик Пантелеимон Целитель и сказал: «Непрестанно молись». Девочка стала молиться и опасность миновала.
Из четырех сестер только Ольга осталась незамужней. Анна и Ксения стали женами священников. Свадьба Валентины состоялась в 1912 году. Мужем ее стал коллежский советник Минского Уездного Управления Феодор Васильевич Сулковский. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, супругов соединило теплое чувство любви, о чем свидетельствует их позднейшая переписка:
«Как живешь ты, моя дорогая Валюша? Напиши поскорее ответ» … − пишет из ссылки Феодор Васильевич.
Во время Первой мировой войны чета Сулковских некоторое время живет в Польше: Феодор Васильевич служил в военном ведомстве, занимаясь тыловым обеспечением действующей армии. Немного позже Валентина оканчивает в Минске курсы машинописи, чтобы этим зарабатывать на жизнь.
Прогремела революция. Начались аресты и расстрелы священнослужителей.
По окончании войны Сулковские стали жить в селе Трухановичи. Вели домашнее хозяйство, занимались земледелием. Господь пощадил своего священника; избежав участи быть расстрелянным, 27 декабря 1919 года мирно отошел ко Господу отец матушки Валентины священник Феодор Чернявский. Тогда она с мужем стала жить, что называется, на два дома, ведя домашнее хозяйство и в Трухановичах и в Косках. Вскоре в стране советов была объявлена коллективизация. В Косках организовали колхоз, началось «раскулачивание». У семьи священника отобрали все имущество, а в доме разместили школу. А в 1931 году, по ложному доносу, арестовали мужа матушки Феодора Васильевича. Его выслали на Дальний Восток, оттуда он и писал вышеуказанные строки, вот их продолжение:
… Я живу на Охотском море,
Где кончается Дальний Восток,
Я живу без нужды и горя,
Строю военный в стране городок.
Из ссылки Феодор Васильевич не вернулся. Последнее письмо от него супруга получила в 1933 году: «Посылку получил полностью. Благодарю. Прощай. Ф. Сулковский». Чувство любви и молитву о своем супруге матушка Валентина пронесла через всю свою жизнь, относясь к своему браку, как к священному делу, которое ей благословил пережить Бог. До конца дней она подписывалась: «Вдова Феодора Сулковского».
Где-то со времени ареста мужа у матушки Валентины стали болеть ноги, а после его смерти она уже с трудом ходила. Жила святая Валентина вместе со своей восьмидесятилетней мамой Софией Петровной в Косках в небольшом домике с земляным полом. Сестры приехать не могли, ухаживать за старушкой и не могущей ходить Валентиной стала Ефросинья Ивановна, хорошая знакомая семьи Чернявских. В 1937 году умерла София Петровна, встать с кровати, чтобы проститься с мамой Валентина без посторонней помощи уже не смогла. Так святая Валентина осталась одна, у нее не было теперь ни отца, ни мужа, ни матери, родственники были далеко. Она совершенно слегла. Но матушка не отчаялась, всю образовавшуюся вокруг нее пустоту наполнила молитва, земные несчастья не разрушили ее веру. Во всем происходящем святая видела свершающийся Промысел Божий. Начинался подвиг ее многолетнего служения Богу и людям. По свидетельству Ефросиньи Ивановны, во сне матушке явилась сама блаженная Ксения Петербургская и благословила ее нести свой крест со смирением до конца.
В 1939 году закрылась последняя церковь в Бобруйске. А к старенькому домику в Косках уже была протоптана тропинка, не зараставшая травой и не заметавшаяся снегом. И местные жители, и приезжие, и священники, и миряне шли к матушке Валентине. «Непонятное человеческому разуму, таинственное происходило рядом с матушкой. Своим духовным взором она провидела мир с невидимой для нас стороны. Она без вопросов прозревала жизнь посещавших ее людей, легко давала ответы на невысказанные, мучительные вопросы своих посетителей. Она ясно видела и настоящее, и прошедшее, и будущее совершенно незнакомых ей людей. У человека открывалось сердце к Господу — и это было самым большим чудом рядом с матушкой Валентиной», − повествует ее житие. Валентина Федоровна все время пребывала в молитве за живых и усопших. Ее сердце было открыто для каждого, кто приходил за советом или утешением. Господь не дал ей детей по плоти, но наградил ее множеством чад по духу.
Во время Великой Отечественной войны потекли в Коски вереницы жен и матерей, желавших узнать судьбы своих родных. Господь открывал своей избраннице их участь, взглянув на фотографию или просто поговорив, матушка говорила, жив человек или нет.
Закончилась война. Наступила «хрущевская оттепель», были разрешены аборты. Полилась река детской невинной крови. Очень тяжело переживала это матушка Валентина. Она слезно молилась Богу проявить милость свою к матерям-убийцам собственных детей. Весьма поучительный случай читаем в ее житии: «Вспоминает схимонахиня Мелания (Дегтярь). Однажды в моем присутствии зашла женщина и матушка начала говорить:
— Боже мой, что же это делается, единственный сынок — и так просился: «Мамочка, не отдай меня волкам!» А она открыла печку и бросила его на съедение волкам.
При этом вошедшая женщина заплакала. По пути домой я спросила у нее, что это значит? Она поведала, что у нее нет мужа, и она должна была стать матерью, но решила поехать в деревню к бабке и там избавиться от ребенка. Перед отъездом видит сон, что идет в деревню темной ночью и за ручку ведет мальчика. А за ней бежит стая волков и бросается отобрать мальчика. Мальчик просит: «Мамочка, не отдай меня волкам!». Чтобы спастись, они забежали в пустую хату, но волки начали грызть стены. Она открыла заслонку, обнаружила дыру, выходящую на улицу. В эту дыру и выбросила ребенка…
Утром, проснувшись, все же пошла и совершила задуманное…».
Блаженная Валентина имела общение с духовным невидимым миром. Очевидцы рассказывают, что матушка сподобилась видеть Самого Господа Иисуса Христа. «Он меня трижды на Своих ручках вокруг хаты обнес», − рассказывала своим посетителям блаженная. Один из посещавших матушку священников остался у нее ночевать. Лег на печь, но ему не спалось. Вдруг он увидел, что потолок как бы расступился над кроватью матушки, с неба к ней спустился ангел. Он стал возле кровати святой, положил крылья под нее, постояв так некоторое время, он улетел, и все пришло в обычное состояние. А посещавшая матушку раба Божия Татьяна свидетельствовала, что среди бела дня видела, как у изголовья кровати стоял ангел. После беседы с ней матушка сказала: «Ты видела ангела? Не говори никому, пока я жива. Расскажешь после моей смерти».
6 февраля 1966 года матушка Валентина отошла ко Господу. Тогда за ней ухаживала ее сестра Ольга Федоровна. В этот день посетителей не было. Только одна женщина пришла и принесла матушке в подарок розовое атласное платье. Матушка Валентина подозвала к себе сестру, простилась с ней и, сказав «совершилось», тихо с улыбкой умерла. Знала ли женщина, принесшая розовое платье, что в него в последний раз будут одевать матушку Валентину?
Святая блаженная Валентина являет нам пример святой, богоугодной жизни. Но свой подвиг она совершила не много веков назад. Еще живы ее современники. Читая жития святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, мы удивляемся их подвигам, но в то же время, где-то в глубине души, осознаем, что такие подвиги для большинства современных христиан едва ли возможны. Но святая матушка Валентина явила нам пример, если можно так сказать, обычной христианской жизни, исполненной веры, молитвы, терпения и смиренного несения того жизненного креста, который возлагает на каждого Господь. Такую жизнь может и должен проводить каждый, кто называет себя именем Христа.
ИЕРЕЙ АНТОНИЙ МОРГУН
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев