Его полное имя Абу ‘Абдуллāh Мухьаммад ибн Идрис ибн ‘Аббас ибн ‘Усман ибн Шафи’а ибн Саиб ибн ‘Убайд ибн ‘Абд-Язид ибн haшим ибн Муттъалиб ибн ‘Абду-Манаф, (прапрадедушка Пророкаﷺ).
Имам Аш-Шафи‘ий родился в 150 году hиджры и погиб 204.
Год рождения Имама Аш-Шафи‘ий совпал с годом смерти великого Имама Абу-Хьанифы.
На что ученые сказали:
“Зашла одна луна и появилась новая”.
Родился Имам Аш-Шафи‘ий в городе Газа в Палестине, а затем жил городе ‘Аскалян.
Он рос в бедной семье, его отец умер, когда он был еще совсем маленьким.
Но все же нужда и тяжелые условия жизни не остановили его стремление к знаниям и наукам.
Будучи еще совсем юным, Имам Аш-Шафи‘ий отправился получать знания в Мекку.
Бедность вынуждала его записывать Религиозные уроки на кусках кожи и пальмовых листьях, так как у него не было денег для приобретения бумаги.
Он выучил Священный Къур’āн в возрасте семи лет, затем принялся записывать и заучивать наизусть Хьадисы Пророка ﷺ.
Воистину, он был очень прилежным и серьезным в стремлении к знаниям, искренне прилагая для этого максимум усилий.
Благодаря своей старательности, уже в 15 лет имам Аш-Шафи‘ий заслужил уважение и почет настолько, что в Мекке ему было дано разрешение выдавать религиозные заключения (фатуа) и он достиг степени муджтаhид.
Когда он пришел к Имаму Малику, тот спросил, как его зовут, и Имам Аш-Шафи‘ий ответил:
“Мухьаммад”.
Имам Малик сказал ему:
“О, Мухьаммад!
Будь богобоязненным и не совершай грехов, если будешь следовать этому, то будет у тебя великая степень.
Воистину, Аллāh даровал твоему сердцу особый свет. Не погаси его совершением греха”.
В начале Имам Аш-Шафи‘ий рассказал Имаму Малику то, что успел выучить к тому времени и дальше продолжил обучаться у него.
Так он оставался рядом с Имамом Маликом долгое время, вплоть до самой смерти Имама Малика, пусть будет ему еще больше милости Всемогущего Творца.
Имам Аш-Шафи‘ий был уверен в том, что если Аллаh Всемогущий хотел блага кому-либо из Своих рабов, то дарует ему того, кто научит его знаниям по Религии.
Имам Аш-Шафи‘ий был очень одаренным, талантливым и преуспел во многих науках, став великим ученым.
📜И свершилось то, о чем говорил Пророк Мухьаммад ﷺ:
"لا تَسُبُّوا قريشًا فإنَّ عالمها يملأ طِبَاقَ الأَرضِ عِلْمًا"
Смысл:
"Не ругайте курайшитов!
Воистину, придет такой ученый из этого племени, знания которого заполнят всю землю"
📕См. Абу Ну’айм в «Аль-Хильйатуль Аулия’» (2/295, 9/65), Хáтъыб Аль-Багъдади в «Тарих» (2/60-61), Ибн ‘Асакир в «Тарих» (326/52), Аль-‘Иракъый в «Махьаджату Аль-Курб Иля Махьаббати Аль-‘Араб» (184).
Мусульманские учёные сделали вывод, что человек, о котором сказано в данном Хьадисе, – это Имам Аш-Шафи‘ий, так как он был величайшим ученым из рода Къурайш.
В то время как остальные трое великих ученых – Имамы Малик, Абу Хьанифа и Ахьмад не были къурайшитами.
Аллāh Всемогущий даровал Имаму Аш-Шафи‘ий много достоинств и особенностей, одна из которых – это прекрасный голос.
Даже когда будучи молодым он читал Священный Къур'āн, к нему приезжало много людей, чтобы послушать его чтение мелодичным и грустным голосом.
И некоторые люди, из тех, кто сидел и слушал его чтение, падали в обморок, теряли сознание от сильного чувства богобоязненности и трепетного страха в смирении Творцу.
В рассказах об Имаме Аш-Шафи‘ий упоминается о том, что он делил свою ночь на три части:
треть – для знаний, треть – для поклонения и треть – для сна.
✍🏻О его мудрости и неприхотливости свидетельствуют его слова:
ما شبعتُ منذُ ستَ عشرةَ سنة، لأنَّ الشِّبَعَ يُثْقِلُ البدن، ويُقَسِّي القلب، ويزيلُ الفِطْنَة،
ويجلبُ النوم، ويضعفُ صاحبه عن العبادة
Смысл:
“Я не ел досыта, начиная с 16 лет, так как сытость утяжеляет тело, очерствляет сердце, осложняет здравомыслие, тянет ко сну и ослабляет человека в поклонении”.
📗См. Ибн Абу Хьатим в «Адаб-Шафи’ий» №3091.
Похоронен Имам Аш-Шафи’ий в Египте, городе Каир.📜Учителя Имама Аш-Шафи’ий.
Ибн Хьаджар в книге «Тауали Ат-Та’сис» приводит около 74 имён учителей Имама Аш-Шафи’ий, мы приведем несколько самых известных из них.
1. Суфьян ибн ‘Уяйнат.
Он является великим мухьаддисом[знаток Хьадисов] который жил в Мекке и давал уроки в Мечете Аль-Харам.
Родился в Куффе, переехал жить в Мекку и скончался там же.
Имам Шафи’ий сказал:
“Если бы не Имам Малик и Суфьян ибн ‘Уяйнат, то исчезли бы знания на земле Хьиджаза”.
2. ‘Абдуллāh ибн Мубарак.
Он является одним из великих имамов.
Суфьян ибн ‘Уяйнат сказал:
“Ибн Мубарак является учёным запада и востока и на земле, которая между ними”.
3. Малик ибн Анас.
Он является основателем маликитского мазhаба, родился и умер в Медине.
4. Муслим ибн Хьалид Аз-Занджий.
Он является учеником ‘Абдуллāha Ибн ‘Аббаса двоюродного брата Пророка ﷺ.
5. Уаки’ ибн Аль-Джаррахь.
Считался одним из главных мухьаддисов[знатоков Хьадисов] своего времени.
6. Аль-Фузайл ибн Ияз.
Известный суфийский шейх, большой учёный Мекки.
7. Мухьаммад ибн Аль-Хьасан Аш-Шайбаний.
Один из больших учеников Имама Абу-Хьанифы.
8. Абуль-Харис Аль-Лайс ибн Са’ад.
Учёный о котором сам Шафи’ий говорил:
“Аль-Лайс ибн Са’ад превосходил Имама Малика в фикъhe”.✍🏻Наиболее известные ученики Имама Аш-Шафи’ий.
У Имама Аш-Шафи’ий было очень много выдающихся учеников достигших высоких степеней учёности.
Шейхуль-Ислям Имам Ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в книге «Тауали Ат-Та’сис» приводит 173 имени учеников Имама Аш-Шафи’ий, а мы приведем нескольких из них.
Имам Аш-Шафи’ий имел множество учеников, распространявших мазhaб[школу] Имама в Хиджазе, Ираке, Египте и других Исламских землях.
1. Абу Я’къуб Юсуф ибн Яхья Аль-Бувайтъый Аль-Мисрий (ум. 231/845).
Будучи одним из самых крупных ученых мазhаба[школы], был также и самым близким другом Имама Аш-Шафи’ий.
Он был прекрасным чтецом Къур’āна и крупным ученым по фикъhу.
Он учился Хьадисам у Имама Аш-Шафи’ий.
Абу-ль-‘Асим передает:
«Если кто-либо обращался к Имаму Аш-Шафи’ий когда время его было ограничено, то он посылал людей к Имаму Юсуфу».
Имам Аш-Шафи’ий перед смертью завещал, чтобы главным Имамом после него признали Имама Юсуфа ибн Яхья.
Имаму принадлежит известная книга «Аль-Мухтасар».
2. Абу Ибрāhим Исмā’иль ибн Яхья Аль-Музаний (175-264, 791-877).
Один из выдающихся учеников Имама аш-Шафи’ий, который говорил о нём:
«Аль-Музаний – помощник моего мазhаба[школы]».
Имам Аль-Музаний является автором многочисленных произведений по школе Имама Шафи’ий.
Достиг великой степени в науке Хьадиса - хьафиз, и считается муджтаhидом внутри школы.
Имам Аш-Шафи’ий также сказал о нём:
«Если бы он вступил в диспут с самим шайтаном, то обязательно одолел бы его».
Когда Имам Аш-Шафи’ий скончался, именно Аль-Музаний было доверено омыть тело великого учёного.
3. Абу Мухьаммад, Ар-Раби’ ибн Суляйман ибн ‘Абд Аль-Джаббāр Аль - Мурадий (174-240, 790-884).
Был муадзином в Асе[Египет] при «Фустат Джамии».
Передатчик книг мазhаба[школы].
Долгое время находился при Имаме Аш-Шафи’ий и впоследствии передавал его книги (обучал по его книгам).
Через него стали известны такие книги Имама Аш-Шафи’ий, как:
«Ар-Рисаля», «аль-Умм» и другие.
Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали Хьадисы в мечети «Ибн-и Тъалум Джамии».
Про него Имам Аш-Шафи’ий говорил:
«Никто не помог мне столько, как он».
После смерти Имама Аш-Шафи’ий, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по Шафи’итскому мазhабу.
Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазhаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухьаммада.
4. Абу-Aбдуллāh Aхьмад ибн Мухьаммад Аш-Шайбаний, известный как Ахьмад ибн Хьанбаль (ум. 241 г.h.).
Основатель Хьанбалитской школы, один из 4х великих Имамов.
Провёл много времени рядом с Имамом Шафи’ий, и получил от него большую пользу.
Аш-Шафи‘ий сказал о нём:
«Побывав в Багдаде, я не нашел в нем более богобоязненного, более аскетичного, более набожного и более знающего человека, чем Ахьмад ибн Хьанбаль».
5. Ахьмад ибн Хьалид Аль-Хьаллаль Аль-Багдадий.
Он же является учителем Ат-Тирмизий и Ан-Нāсаий.
6. Ахьмад ибн Саид ибн Башир Аль-Хамзāний.
Он же является учителем Абу-Давуда.
7. Ахьмад ибн Съāлихь Аль-Мисрий Абу-Джа’фар ат-Табраний.
Он же является учителем Имама аль-Бухарий и Абу-Давуда.
8. Ахьмад бин Саббах бин Абу-Сурайдж Ар-Разий. Он же является учителем Имама Аль-Бухáрий и Абу-Давуда.
9. Аль-Хьасан ибн Мухьаммад аз-За’фираний.
Он же является учителем Имама аль-Бухáрий, Абу-Давуда, Ат-Тирмизий, Ан-Нāсаий и Ибн-Мāджah.
И многие другие...✍🏻О достоинствах Имама Аш-Шафи’ий.
От Мухьаммада ибн Фадля Аль-Баззара передаётся:
«Я слышал, как мой отец рассказывал:
“Я был в Хьадже с Ахьмадом ибн Хьанбалем, и мы остановились в одном из мест Мекки, и Абу ‘Абдуллāh (то есть Ахьмад ибн Хьанбаль) вышел рано утром, и я вместе с ним.
Мы прочитали утренний Намаз, я ходил по мечети, пока не дошёл до кружка Суфьяна ибн Уяйны, и так переходил от кружка к кружку в поисках Ахьмада ибн Хьанбаля, пока не нашёл его рядом с молодым арабом в крашеных одеждах и с пышными волосами.
Я протиснулся через толпу, пока не подошёл к Ахьмаду ибн Хьанбалю, и сказал ему:
«О Абу ‘Абдуллāh, почему ты оставил кружок Ибн Уяйны, тогда как с ним [знания] Зухри, ‘Амр ибн Динара, Зияда ибн Иляка и Аллāh знает ещё скольких таби’инов[ученики сподвижников]?».
И он сказал мне:
«Замолчи! Если ты упустишь Хьадис по короткой цепочке передатчиков, то он дойдёт до тебя по длинной, и это не принесёт вреда ни твоей Религии, ни разуму, ни пониманию.
Но если ты упустишь [пользу] от интеллекта этого парня, то, боюсь, ты не восполнишь это до Судного Дня.
Я не видел никого более понимающего Книгу Аллāhа, чем этот молодой къурайшит».
Я спросил:
«Кто это?».
Ахьмад сказал:
«Мухьаммад ибн Идрис [Аш-Шафи’ий]»”».
📒См. Имам Аль-Байhакъый в «Манакъыб Аш-Шафи’ий» 1/339.● О силе заключений Имама Аш-Шафи’ий.
○ Рассказал Абу Айюб Хьумайд Ибн Ахьмад Аль-Басрий:
قال: أبو أيوب حميد بن أحمد البصري قال: كنت عند أحمد بن حنبل نتذاكر في مسألة فقال رجل لأحمد: يا أبا عبد الله لا يصح فيه حديث، فقال: إن لم يصح فيه حديث ففيه قول الشافعي، وحجته أثبت شيء فيه. من تاريخ بغداد - الخطيب البغدادي. من "ذكر من اسمه محمد واسم أبيه إدريس
“Как то мы с Ахьмадoм ибн Хьанбалем, обсуждали один вопрос, и один мужчина сказал Ахьмаду:
«О Абу ‘Абдуллāh (часть имени Имама Ахьмада), по этому вопросу нет достоверного Хьадиса».
И сказал Ахьмад:
«Если даже на этот вопрос нет достоверного Хьадиса, о нём есть слова Имама Аш-Шафи’ий, и его довод (т.е. довод его слова) самое достоверное из того, что есть по данному вопросу»”.
📚См. Хьафиз Ибн ‘Асāкир в «Тарих Ад-Димашк» 51/351, и Ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в «Тахзиб Ат-Тахзиб» 9/25.📜Имам Исхьакъ Ибн Раhавайhи об Имаме Аш-Шафи’ий:
قال إسحاق بن راهويه : "لقيني أحمد بن حنبل بمكه،
فقال : تعال أريك رجلا لم تر عيناك مثله ، فاراني الشافعي،
قال : فتناظرنا في الحديث فلم أر أعلم منه . ثم تناظرنا في
الفقه فلم أر أفقه منه ، ثم تناظرنا في القران فلم أر أقرأ منه،
ثم تناظرنا في اللغة فوجدته بيت اللغة ، وما رأت عيناي مثله
“В Мекке встретил меня Ахьмад ибн Хьанбаль, и сказал мне, пошли я покажу тебе мужчину подобного которому не видели твои глаза!
И он привёл меня к Аш-Шафи’ий, после чего мы начали вести дебаты по вопросам Хьадисов, и я не увидел кого либо при этом более знающего чем он.
После чего мы начали вести дебаты по вопросам фикъhа, и я не увидел кого либо при этом более знающего в фикъhе чем он.
Затем мы начали вести дебаты по вопросам Къур’āна, и я не увидел кого либо при этом более знающего Къур’āн чем он.
Затем мы начали вести дебаты по вопросам арабского языка, и я нашёл, то что он и есть дом арабского языка.
Не видели мои глаза действительно подобного ему”.
📒См: كتاب الإمام الشافعي فقيه السنة الأكبر ص 6.✍🏻Хьадис об Имаме Аш-Шафи'ий.
📜Пророк Мухьаммад (ﷺ) сказал:
"لا تَسُبُّوا قريشًا فإنَّ عالمها يملأ طِبَاقَ الأَرضِ عِلْمًا"
Смысл:
"Не ругайте къурайшитов!
Воистину, придет такой ученый из этого племени, знания которого заполнят всю землю".
📕См. Абу Ну’айм в «Аль-Хильйатуль Аулия’» (2/295, 9/65), Хáтъыб Аль-Багъдади в «Тарих» (2/60-61), Ибн ‘Асакир в «Тарих» (326/52), Аль-‘Иракъый в «Махьаджату Аль-Курб Иля Махьаббати Аль-‘Араб» (184).
✍🏻Имам Ахьмад ибн Хьанбаль (да будет ему милость от Аллāha) сказал об Имаме Аш-Шафи'ий:
إذا سئلت عن مسألة لا أعرف فيها خبرا قلت فيها بقول الشافعي؛ لأنه إمام قرشي وقد روى عن النبي صلى الله عليه وسلم – أنه قال: “عالم قريش يملأ الأرض علما”
«Если мне зададут вопрос и я не буду знать Хьадиса для ответа, я отвечу так же, как ответил Имам Аш-Шафи'ий (да будет ему милость от Аллāhа), потому что он - Имам из числа къурайшитов, и передано, что Пророк (ﷺ) сказал: “Учёный-къурайшит заполнит землю знанием”».
📒См. Аз-Заhабий в «Ас-Сияр», 10/82.✍🏻Имам Аш-Шафи’ий муджадид [возобновитель] Ислама.
📜Передано от Абу-hyрайры что Посланник Аллāha (ﷺ) сказал:
روى أبو داود في [سننه] عن أبي هريرة رضي الله عن رسول الله ﷺ أنه قال: "إنَّ الله عَزَّ وَجَلَّ يَبْعَثُ لهذه الأمة على رأس كُلِّ مائةِ سنةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لها دينَها".
Смысл:
"Поистине Всевышний Аллāh будет посылать для этой общины в конце каждого столетия человека, который обновит [укрепит] их Религию".
📚См. Имам Абу-Дауд в «Сунан» №4243, №4291, Ат-Тъабараний в «Аль-Му’джамуль Авсъатъ» №6527, Аль-Хьаким в «Аль-Мустадрок» 4/522, Аль-Байhaкъый в «Аль-Ма’рифа» стр. 52, и другие.
Имам Ас-Суютъый в своей книге «‘Аун Аль-Ма’буд» сказал что сошлись имамы на том, что данный Хьадис является достоверным.
✍🏻Шейхуль-Ислям Яхья ибн Шараф Ан-Науауий (631-676 h/1233-1277 м) пишет о муджаддидах Ислама:
وقال حميد بن زنجويه: قال أحمد بن حنبل: يروى فى الحديث أن الله تعالى يبعث على رأس كل مائة عام من يصحح لهذه الأمة دينها، فنظرنا فى المائة الأولى، فإذا هو عمر بن عبد العزيز. وهذا الحديث الذى ذكره أحمد رواه أبو داود فى سننه من رواية أبى هريرة، عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم -، وحمله العلماء فى المائة الأولى على عمر، والثانية على الشافعى،
“Сказал Хьумайд ибн Занджави:
сказал Ахьмад ибн Хьанбаль: приводится в Хьадисе, что Всевышний Аллāh будет посылать в конце каждого столетия возрождающего для этой уммы её Религию. Посмотрев в первое столетие им будет 'Умар ибн Абдуль-‘Азиз.
Этот Хьадис, который упомянул Ахьмад, также приводит Абу Давуд в "Сунан" передаче Абу hурайры от Посланника Аллāhа [ﷺ].
Ученые отнесли этот Хьадис в первом столетии к 'Умару ибн Абдуль-Азизу, во втором к Аш-Шафи'ий”.
📒См. Имам Ан-Науауий в «Тахзиб Аль-Асмау Уа Аль-Люг1ат» 1/520.
✍🏻Имам Джалалуддин Ас-Суютъый (849-911 х/ 1445-1505 м) в своей касыде о муджаддидах, перечисляя их говорит:
فكان عند المئة الأولى عمر
والشافعي كان عند الثانية
“В 1-м веке господин 'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз.
Во 2-м веке Имам Аш-Шафи'ий”.
📕См. Имам Ас-Суютый в «Касыдa».✍🏻Имам Аш-Шафи’ий факъыh [знаток Исламского права].
⚫️ Имам Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан про Аш-Шафи’ий сказал:
“Я не видел никого разумнее и более знающего фикъh, чем он”.
📒См. “Мукъаддима Муснад Аш-Шафи’ий” 1/42.
⚫️ Когда перед Аль-Хьумайди упоминали о Аш-Шафи’ий, он говорил:
“Аш-Шафи’ий - это господин факъыhoв!”
📒См. Имам Аль-Хатъыб в “Тарих Багъдад” 2/68.
⚫️ Имам Ахьмад ибн Хьанбаль сказал:
“Если бы не Аш-Шафи’ий, то мы не знали бы фикъh Хьадисов”.
📒См. Имам ибн Хьаджар в “Тауали Ат-Та’сис” стр. 85.
⚫️ Имам Аз-За’фарани сказал:
“Сторонники Хьадисов спали, пока Аш-Шафи’ий их не разбудил”.
📒См. Имам ибн Хьаджар в “Тауали Ат-Та’сис” стр. 30.
⚫️ Имам ‘Абдуль-Малик Аль-Маймуни сказал:
“Как-то Ахьмад ибн Хьанбаль мне сказал:
«Я не смотрю на книги, которые кто-либо составил по фикъhу, кроме книг Аш-Шафи’ий».
И Ахьмад сказал мне:
«Почему ты не смотришь в них?» И он упомянул мне книгу «Ар-Рисаля» и выделил её из всех его книг”.
📒См. Имам Ибн Аби Хьатим в “Адаб Аш-Шафи’ий” стр. 61.
⚫️ Имам Исхьакъ ибн Раhауейh сказал:
“Как-то я написал Ахьмаду ибн Хьанбалю, чтобы он указал мне на книгу из числа книг аш-Шафи’и, которая мне принесёт пользу, и он указал мне на книгу «Ар-Рисаля»”.
📒См. Имам Аль-Байhакъый в “Манакыб Аш-Шафи’ий” 1/234.
⚫️ Сказал Имам Аз-Заркаши:
“Первым, кто составил труды по усуль аль-фикъh [основы фикъha] – был Аш-Шафи’ий, да будет доволен им Аллāh.
📒См. “Аль-Бахр Аль-Мухит” 1/10.
⚫️ Многие имамы упоминали следующий ответ Имама Аш-Шафи’ий в числе примеров высокого понимания им фикъhа:
Хармаля рассказывал:
“Как-то Аш-Шафи’ий спросили о человеке, во рту которого финик, который сказал:
«Если я его съем, то моя жена разведена, и если я его выплюну, то моя жена разведена», - на что Аш-Шафи’ий ответил: «Следует съесть половину финика и выплюнуть вторую половину»”.
📚См. Имам Абу Ну’айм в “Аль-Хилья” 9/143, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 15/7.
Т.е. поступив таким образом, развод такого человека не вступил в силу, поскольку он не является тем, кто съел этот финик полностью, как и тем, кто выплюнул его полностью.✍🏻Имам Аш-Шафи’ий мухьаддис [знаток Хьадисов].
⚫️Имам Ибн Уахб сказал:
“Аш-Шафи’ий - из числа Имамов Хьадисоведения”.
📕См. “Мукъаддима Муснад Аш-Шафи’ий” 1/42.
⚫️ Ахьмад ибн Хьанбаль сказал:
“Мухьаддис не сможет обойтись без книг Аш-Шафи’ий”.
📗См. Аз-Заhaби в “Ас-Съыяр” 10/57.
⚫️ Имам Мухьаммад ибн Аль-Хьасан Аш-Шайбаний сказал:
“Если приверженцы Хьадиса когда-либо что-то говорили, то делали это словами Аш-Шафи’ий”.
📘См. Имам ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в “Тауали Ат-Та’сис” стр. 77.
⚫️ Имамы Абу Зур’а и Абу Дауд говорили:
“Не передавал Аш-Шафи’ий Хьадиса, в котором бы он допустил ошибку”.
📚См. Аз-Заhaби в “Ас-Сияр” 10/47, ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в “Тахзиб Ат-Тахзиб” 9/30.
Следует отметить, что Ибн Аби Хьатим и аль-Байhакъый в своих трудах, посвящённых Имаму Аш-Шафи’ий передавали множество его слов относительно передатчиков Хьадисов, либо с похвалой в их адрес, либо с предостережением от слабых и ненадёжных из их числа.
Имам Аш-Шафи’ий по праву также считается Имамом науки Аль-Джарх уа-т-Та’диль[1].
————————————
[1] - наука занимающаяся изучением надежности передатчика.✍🏻Имам Аш-Шафи’ий муфассир [толкователь Къур’āна].
⚫️ Имам Абу-Хьасан Аз-Зияди сказал:
“Я не видел никого, кто разбирался бы в значении Аятов Къур’āна, сильнее чем Аш-Шафи’ий”.
📒См. Имам Аль-Байhaкъый в “Ахькам Аль-Къур’āн” стр. 20.
⚫️ Имам Юнус ибн ‘Абдуль-А’ля говорил:
“Вначале я сидел с толкователями Къур’āна и спорил с ними, но что касается Имама Аш-Шафи’ий, если он начинал говорить о тафсире[толковании], то делал это так, словно сам был свидетелем ниспослания Къур’āна”.
📕См. Имам Аль-Байhакъый в “Ахькам Аль-Къур’āн” стр. 28, Ибн Касир в “Манакыб Аль-Имам Аш-Шафи’ий” стр. 169.
⚫️ Даже учитель Аш-Шафи’ий - Суфьян ибн ‘Уяйна, когда его спрашивали о толковании Къур’āна, поворачивался к Аш-Шафи’ий и говорил:
“Спросите его”.
📗См. Имам ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в “Тауали Ат-Та’сис” стр. 76.
⚫️ Имам Исхьакъ ибн Раhауейh сказал:
“Группа из числа знатоков Къур’āна поведала мне, что Аш-Шафи’ий был самым знающим человеком своего времени о значениях Къур’āна”.
📘См. Имам ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в “Тауали Ат-Та’сис” стр. 90.
⚫️ Имам Ар-Раби’ ибн Сулейман сказал:
“Редко бывало так, чтобы войдя к Аш-Шафи’ий, да будет ему Милость от Аллāha, я не обнаружил его со свитком Къур’āна, исследующим законоположения Къур’āна”.
📙См. Имам Аль-Байhакъый в “Ахькам Аль-Къур’āн” стр. 28.✍🏻Имам Аш-Шафи’ий языковед.
⚫️ Имам Ахьмад ибн Хьанбаль сказал:
“Слова Аш-Шафи’ий - довод в арабском языке”.
📕См. “Мухтасар аль-Му’аммаль” стр. 31.
⚫️ Имам Абу-‘Усман Аль-Мазини сказал:
“Аш-Шафи’ий для нас является доводом в арабской грамматике”.
📗См. Имам Ан-Науауий в «Аль-Маджму’» 1/25.
⚫️ Известный языковед Абу Хьатим Ас-Сиджистани сказал:
“Аш-Шафи’ий сильнее нас знает язык арабов”.
📘См. Имам Ан-Науауий в «Аль-Маджму’» 12/140.
⚫️ Имам-языковед Аль-Азхари сказал:
“Аш-Шафи’ий был красноречивым, и его слова – довод в арабском языке”.
📙См. Имам ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в “Аль-Лисан” 8/419.📜Вероубеждения [‘акъыда] Имама Аш-Шафи’ий.
✍🏻Великий Имам Мухьаммад ибн Идрис Аш-Шафи’ий (150-204 h.), да будет ему Милость от Аллāha, во вступлении к своей книге «Ар-Рисаля» пишет:
الحمد لله الذي هو كما وصف به نفسه وفوق ما يصفه به خلقه
“Хвала Аллāhy, Который такой, как описал Себя Сам, и превыше Он того, чем описывают Его творения”.
📕См. Имам Аш-Шафи’ий в «Ар-Рисаля», стр. 7-8.
✍🏻Муджадид 6 века, великий муфассир Имам Фахруддин Ар-Рази Аш-Шафи’ий (544-606 h/1150-1210 м), являющийся одним из крупнейших учёных школы Имама Аш-Шафи’ий, сказал:
وذكر الشافعي في خطبة كتاب الرسالة أنه لا يبلغ الواصفون كنه عظمته ، وأنه كما وصف نفسه ، وفوق ما يصفه به خلقه. وهذا الكلام يدل على أنه كان يعتقد أنه تعالي ليس بجسم ، ولا في جهة. وإلا لبلغ الواصفون كنه عظمته
“Упомянул Имам Аш-Шафи’ий в начале книги «Ар-Рисаля», что "описывающие не достигнут сущности величия Всевышнего Аллāhа и поистине Он такой, как описал Себя Сам, и превыше Он того, чем описывают Его творения".
Эти слова указывают на то, что поистине Имам Аш-Шафи’ий был убежден, что Всевышний Аллāh не является телом и не имеет направление.
Если бы это было не так, то достигли бы описывающие сущности его величия”.
📗См. Имам Фахруддин Ар-Рази в «Манакъыб Аш-Шафи’ий», стр. 114.
Разве может кто-либо знать убеждения Имама Аш-Шафи’ий лучше чем учёные его мазhaба?!
Не является тайным что все учёные из школы Имама Аш-Шафи’ий единогласны в убеждении что Аллāh не подобен творениям, не занимает места в пространстве, не находится в направлениях, и не является телом.
✍🏻Великий Имам Аш-Шафи’ий сказал:
إنه تعالى كان ولا مكان فخلق المكان وهو على صفة الأزلية كما كان قبل خلقه المكان لا يجوز عليه التغيير في ذاته ولا التبديل
في صفاته
“Воистину, Всевышний [Аллāh] Существовал [Вечно], и не было места.
И создал Он место.
И Он [Аллаh] Существует Вечно, не меняясь, как Существовал до создания Им места, и невозможно в отношении Него изменение ни в Его Сущности, ни в Атрибутах”.
📚См. Имам Аз-Забидий в «Итха́фус-са́датиль-муттакъын» стр. 36, «Аль-Къулюль Сияр» стр. 40.
✍🏻Шейхуль-Ислям ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний, названный амируль му’минина филь хьадис (правитель верующих в науке Хьадиса), один из крупнейших учёных школы Имама Шафи’ий, привел следующее достоверное высказывание Имама Аш-Шафи’ий:
وَأخرج بن أَبِي حَاتِمٍ فِي مَنَاقِبِ الشَّافِعِيِّ عَنْ يُونُسَ بْنِ عَبْدِ الْأَعْلَى سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ لِلَّهِ أَسْمَاءٌ وَصِفَاتٌ لَا يَسَعُ أَحَدًا رَدُّهَا وَمَنْ خَالَفَ بَعْدَ ثُبُوتِ الْحُجَّةِ عَلَيْهِ فَقَدْ كَفَرَ وَأَمَّا قَبْلَ قِيَامِ الْحُجَّةِ فَإِنَّهُ يُعْذَرُ بِالْجَهْلِ لِأَنَّ عِلْمَ ذَلِكَ لَا يُدْرَكُ بِالْعَقْلِ وَلَا الرُّؤْيَةِ وَالْفِكْرِ فَنُثْبِتُ هَذِهِ الصِّفَاتِ وَنَنْفِي عَنْهُ التَّشْبِيهَ كَمَا نَفَى عَنْ نَفْسِهِ فَقَالَ لَيْسَ كمثله شَيْء
«Передал Ибн Аби Хьатим в «Манакъыб Аш-Шафи’ий» от Юнуса ибн ‘Абдул-А’ла (ученик Аш-Шафи’ий), который сказал, что слышал как Аш-Шафи’ий говорил:
«У Аллāha есть Имена и Атрибуты, и никому не дозволено отвергать их.
Тот же, кто будет противоречить после того, как ему был установлен довод, то он неверующий.
А до того как будет установлен довод, он оправдывается своим невежеством[1].
Поскольку знание об этом не постигается разумом и размышлением.
Мы утверждаем Атрибуты и отрицаем уподобление (“ташбиh”) так же, как Аллāh отрицает в отношении Себя сказав:
“Нет ничего подобного Ему”».
📘См. Имам ибн Хьаджар Аль-‘Аскъаляний в «Фатхьуль Бари», 13/407.
Пользы:
1. Отрицание “ташбиha” (частичное подобие) в словах Имама Аш-Шафи’ий противоречит мнению “мушаббиhа [уподоблящие Бога творениям]” заявляющих, что необходимо отрицать “тамсиль” (абсолютное подобие), а отрицать “ташбиh” будет неверным.
2. Вопреки мнению “мушаббиhа” Имам Аш-Шафи’ий привел как довод для отрицания “ташбиhа” именно 11 Аят Суры Аш-Шура:
«Нет ничего подобного Ему».
3. Отрицание “ташбиhа” Имамом Аш-Шафи’ий дает нам понять, что он отрицал буквальные значения таких Атрибутов как “истава” (заблудшие переводят: вознесение, утверждение), “йад” (заблудшие переводят: рука) или “ваджh” (заблудшие переводят: лицо).
✍🏻Сказал Великий Имам Аш-Шафи’ий:
من انتهض لمعرفة مدبره فانتهى إلى موجود ينتهي إليه فكره فهو مشبه، وإن اطمأنّ إلى العدم الصرف فهو معطل، وإن اطمأن لموجود واعترف بالعجز عن إدراكه فهو موحد
“Кто стремился познать своего Творца и дошел до того, что представил себе что-то в мыслях [сравнил Его с чем-либо] - тот является мушаббиhом [приписывающим Аллāhу подобие], кто убежден в том, что Бога нет - тот атеист, а кто убежден всем сердцем, что Аллāh Существует и признал свою слабость в постижении Творца [что невозможно Его представить, постичь Его Сущность], то этот человек – мусульманин, верующий в Единого Создателя”.
📚См. Имам Ахьмад Ар-Рифā’ий в «Аль-Бурhāнуль-Муайадаh» стр. 12, Имам Бадруд-Ди́н Аз-Заркаший в «Ташни́фуль-Масāми’», Ха́физ Уалийуд-Ди́н Абу Зур’аh Аль-‘Ирāкий в «Аль-Г1айсуль-hāми’», Муля ‘Али Аль-Къāрий в «Шархь Аль-Фикъhуль-Акбāр» стр. 267, Шейх Мухаммад ибн Ахьмад ибн Мухьаммад Аль-Мāликий в «Ад-Дурус-Сами́н» стр. 41, и другие.
✔️Именно заблудшие в наше время сравнивают Аллāhа с Его творениями, говоря:
«Если сказать, что тело существует без места и направления, то это то же самое, что сказать, что этого тела не существует, потому что тело нуждается в месте и направлении, так и Аллāh нуждается в месте и направлении» - таким образом, они применяют по отношению к Аллāhу телесные законы, описывая Аллаhа нуждой в телесных качествах!
__________________________
[1] - речь идёт о Именах Аллāha которые невозможно постигнуть при помощи размышления без получения знаний.
Но есть Атрибуты которые человек может постигнуть без получения знания, например Существование Аллāha, или Его Единственность.📝Опровержение лжи приписываемой Имаму Аш-Шафи’ий.
🔴 Пишут заблудшие что Имам Аш-Шафи’ий сказал:
«Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши сторонники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, как например Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха; что Всевышниий Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает»
(«Иджтима аль-джуйуш аль-ислямийя» 165, «Исбат сыфат аль-улую 124).
✍🏻 ОПРОВЕРЖЕНИЕ:
Все это ложь на Имама Аш-Шафи’ийа!
Передает это изречение со ссылкой на Имама Аш-Шафи’ий - Абуль-Хьасан Аль-hакари, который был известным обманщиком и выдумщиком!
✍🏻Сказал Аз-Заhaбий о Абуль-Хьасане Аль-hакари следующее:
قال أبو القاسم بن عساكر: لم يكن موثقا.
و قال ابن النجار: متهم بوضع الحديث و تركيب الأسانيد.
«Абуль-Къасим Ибн Аль-‘Асāкир сказал, что этот человек не был надежным, а Ибн Ан-Наджар сказал, что он был обвинен в придумывании Хьадисов и цепочек к ним».
📒См. Аз-Заhaбий в «Мизан Аль-И’тидаль» стр. 112.
И это помимо того, что в этом изречении есть противоречие!
Они пишут, что Имам Аш-Шафи’ий якобы сказал «находится на Своем Троне на небе», однако мусульмане знают, что «на Троне» и «на небе» - это два разных места, и Трон [Аль-‘Арш] не является небом!Так же муджассимы со ссылкой на Абуль-Хьасана Аль-hакари приписывают Имаму Аш-Шафи’ийу книгу «Уасыйаh», однако передатчик этой книги, как мы уже сказали выше – не достоверный.
Отсюда понимаем, что заблудшие не брезгают ложными передачами для подтверждения своей абсурдной идеологии!
Да сохранит нас Аллāh!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев