Согласно Закону «О прямых иностранных инвестициях», граждане иностранных государств и нерезиденты Турции могут учреждать и участвовать в следующих формах ведения деятельности в Турции:
1 Индивидуальный предприниматель (Gerçek Kişi Tacir)
Необходимо получить разрешение на независимую трудовую деятельность, основным и наиболее тяжелым условием которого является предварительное беспрерывное пребывание в Турции с видом на жительство в течение 5 лет
2 Бюро по связям / Контактный офис / Представительство (İrtibat Bürosu)
Необходимо разрешение Казначейства, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а служит только для налаживания контактов с головной компанией
3 Филиал иностранной компании (Yabancı Şirket Şubesi)
Необходимо получить разрешение Министерства промышленности и торговли
4 Простое товарищество (Adi Ortaklık)
Не имеет юридического лица, партнеры несут неограниченную личную ответственность
5 Кооператив (Kooperatif)
Как минимум 7 учредителей, необходимо разрешение Министерства промышленности и торговли
6 Коллективное общество (Kollektif Şirket)
Партнеры несут неограниченную личную ответственность
7 Коммандитное товарищество / Товарищество на вере (Komandit Şirket)
Полные товарищи, осуществляющие предпринимательскую деятельность от имени товарищества, несут неограниченную личную ответственность, партнеры-вкладчики (командитисты) не могут участвовать в руководстве товариществом
8 Акционерное общество (Anonim Şirket)
Не менее 5 учредителей, уставной капитал не менее 50.000 ТЛ
9 Общество с ограниченной ответственностью (Limited Şirket)
Для иностранных предпринимателей единственной доступной и приемлемой формой организации бизнеса в Турции является «общество с ограниченной ответственностью» (ООО / Ltd. Şti.)
В фирменном наименовании обязательно должны быть перечислены основные сферы деятельности фирмы, и в конце идут слова "Limited Şirketi”. Первые три слова фирменного наименования не должны совпадать с фирменным наименованием другого юридического лица, зарегистрированного в Турции. Использование в фирменном наименовании таких слов как «турецкий», «Турция», «национальный», «республиканский» допускается только по разрешению Совета министров Турции. Иностранные слова в фирменном наименовании могут использовать только учредители-иностранцы.
Минимальный уставной капитал
5.000 ТЛ, делится на доли номинальной стоимостью не менее 25 ТЛ каждая. Обычно в Уставе фирмы при учреждении пишется, что 1/4 часть уставного капитала будет внесена учредителями в течение 3 месяцев после учреждения и регистрации фирмы, а оставшиеся 3/4 будут внесены до конца года, или до конца следующего года, или в течение 3 лет. При этом надо осознавать, что 5.000 ТЛ уставного капитала будут потрачены, скорее всего, в первый же месяц существования фирмы (расходы на учреждение фирмы и на организацию рабочего места). Рекомендуется указывать размер уставного капитала близкий к реально требуемому для деятельности фирмы, т.к. в противном случае фирме придется брать займ у учредителей, а турецкие налоговые органы усматривают в этом один из способов ухода от налогообложения, и в последние годы особенно проверяют такие фирмы.
Учредителями(минимум 2, максимум 50) могут быть как физические, так и юридические лица. Независимо от гражданства учредителей фирма, учрежденная в Турции, является турецкой фирмой, и находится абсолютно в таких же условиях, как и любая другая турецкая фирма. Участие в качестве учредителя гражданина Турции не обязательно и не дает никаких преимуществ, однако может привести к серьезным проблемам в будущем, т.к. самые важные вопросы жизнедеятельности фирмы решаются только единогласно. Учредители фирмы обязаны вступить в пенсионный фонд предпринимателей (Bağ-Kur) и оплачивать ежемесячные взносы, если только они не состоят в программе обязательного страхования в другой стране.
Должен быть назначен минимум один директор, могут быть два или более директоров с равными полномочиями, которые могут действовать по отдельности, а также могут быть два или более директоров "с совместным правом подписи", - такие директора могут действовать только совместно, но никак не поодиночке. Директор назначается при учреждении фирмы (прописывается в Уставе), или может быть назначен в любой момент или снят решением Совета учредителей. Решение о назначении или снятии директора принимается учредителями, представляющими большинство уставного капитала. Директором может быть как учредитель фирмы, так и привлеченный сотрудник.
Учредитель-иностранец может быть директором в своей фирме, но директорскую зарплату может получать только после того, как получит рабочую визу. Иностранный гражданин, не являющийся учредителем фирмы, может быть назначен директором только при условии предварительного получения рабочей визы. Здесь действует общее правило: если иностранный гражданин намерен фактически работать в Турции (лично производить, продавать товары или оказывать услуги), то он должен предварительно получить рабочую визу. Если же директор-иностранец, будучи учредителем, занимается только общим стратегическим управлением компании, а для оперативного управления имеется наемный директор-гражданин Турции, то получать рабочую визу не обязательно. Наличие директора-турка необходимо хотя бы на первое время, для решения ряда вопросов с административными органами и получения разрешений и лицензий, необходимых для начала деятельности фирмы.
Ответственность ООО перед третьими лицами (за исключением долгов перед государством) ограничена уставным капиталом фирмы, при этом учредители и директора личной ответственности не несут. Исключение составляют случаи мошенничества, когда, прикрываясь именем фирмы, мошенники обманным путем завладевают деньгами людей, - в таких случаях мошенники несут личную ответственность в связи с безосновательным обогащением.
За долги перед государством каждый из учредителей несет ответственность пропорционально своей доле в уставном капитале фирмы. Даже если учредитель вышел из состава учредителей фирмы, он продолжает, совместно с занявшим его место учредителем, нести ответственность по долгам перед государством, которые образовались в связи с деятельностью фирмы за тот период, когда он являлся учредителем. Если директор фирмы не из числа учредителей, то он несет солидарную ответственность вместе с учредителями, то есть отвечает в полном объеме по всем долгам фирмы перед государством, которые возникли в связи с деятельностью фирмы за тот период, когда он являлся директором.
Для регистрации «ООО» необходим довольно большой пакет документов, названия многих из которых ничего не скажут даже туркам))) И мне до поры до времени ни о чём не говорили)
Документы от иностранного учредителя:
1 Нотариально заверенный перевод загранпаспорта;
2 Индивидуальный налоговый номер по Турции (vergi numarası);
3 Если есть – нотариально заверенные копии вида на жительство и/или разрешения на трудоустройство;
4 Если учредитель-иностранец ранее получал в Турции вид на жительство сроком не менее чем на 6 месяцев и если у него имеется индивидуальный номер иностранного гражданина по Турции (Yabancı Kimlik Numarası), то он должен будет предоставить справку с указанием этого номера, заверенную органом ЗАГС или турецким нотариусом.
Если учредитель – иностранное юридическое лицо, то от него потребуются:
1 Свидетельство о регистрации юридического лица;
2 Выписка из ЕГРЮЛ;
3 Решение уполномоченного органа фирмы (совета учредителей) об участии в турецкой компании, где должно быть указано что это за компания и кто будет представлять фирму-учредителя в этой процедуре;
4 Доверенность, выданная представителю фирмы-учредителя, для участия в учреждении турецкой компании;
(Все вышеперечисленные документы должны быть заверены штампом Апостиль или турецким консульством в стране выдачи; затем они переправляются в Турцию, переводятся присяжным переводчиком и заверяются у нотариуса).
5 Перевод паспорта представителя фирмы-учредителя по доверенности;
6 Если есть – нотариально заверенные копии вида на жительство и/или разрешения на трудоустройство.
Все учредители (или их представители по доверенности) подписывают Устав будущей фирмы у турецкого нотариуса, который заверяет их подписи. Также учредители оформляют у нотариуса документ с образцами своих подписей (imza beyannamesi). Кроме того, понадобятся фотографии учредителей.
После того, как фирма зарегистрирована в торговой палате (ticaret odası), необходимо оформить у нотариуса документ с образцами подписей директора фирмы, также оформить бухгалтерские книги, затем поставить фирму на учет в налоговой палате, и, наконец, после проверки налоговым инспектором рабочего места и получения налогового органа – сделать печать фирмы, открыть банковские счета, заказать в лицензированной типографии счета-фактуры, расходные и приходные ордеры. И только после этого можно сказать, что фирма полностью готова для начала деятельности. Но!!! В зависимости от сферы деятельности, фирме может потребоваться получить различные разрешения или лицензии. А также необходимо встать на учет в районной администрации и оплатить экологический налог, налог на рекламную вывеску, и еще множество мелочей, которые тоже потребуют вашего внимания.
Вся процедура регистрации фирмы займет, таким образом, около 7-10 дней. Обязательные расходы (платежи в гос. структуры) при регистрации составят порядка 2,5-4 тысяч турецких лир, в зависимости от объема документов, которые необходимо будет перевести на турецкий язык и/или заверить/оформить у нотариуса, а также от размера уставного капитала фирмы.
Регистрацией фирмы в Турции занимаются бухгалтеры и юристы, стоимость услуг по регистрации зависит от многих факторов, – среди которых не самое маловажное значение имеют качество и полнота предлагаемых услуг, – и колеблется от 1 до 10 тысяч ТЛ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев