- Уважаемый Евгений Александрович, как в вашей жизни появилось музыкальное кино? Далеко не каждому по зубам этот жанр.
- В моей жизни все происходит вот как-то само по себе. Я ни в коем случае не собирался становиться музыкальным режиссером. Наоборот. Я позиционировал себя как режиссер серьезного драматического театра. Но так сложилась судьба. Я учился в Тбилиси у великолепного мастера Михаила Ивановича Туманишвили, ныне покойного, и нисколько не задумывался о карьере развлекательной. Но когда я заканчивал институт и пришло время трудоустраиваться, меня в Грузии никуда не брали. И вот тогда на телевидении появилось окно в музыкальной редакции, в эстрадном отделе. С этого и начались мои приключения в области шоу-бизнеса, и так вот на всю жизнь на мне и осталось клеймо режиссера-развлекателя.
- Стоит актеру сыграть хорошо и ярко какую-нибудь роль, как его начинают эксплуатировать именно в этом амплуа. С вами, как с режиссером, похоже, произошла та же история? Вам никогда не хотелось выйти за рамки жанра?
- Я практически каждый год в "прошлой жизни" делал попытки вырваться из этого замкнутого для меня круга, потому что, в принципе, я не имею музыкального образования. Ну, есть врожденный слух, есть музыкальный вкус. Но это не значит, что я хотел бы посвятить этому свою жизнь. Но у меня ничего не вышло. После одной развлекательной программы, которую я делал для Москвы из Тбилиси и которая имела огромный успех (там впервые в качестве ведущего попробовал себя Буба Кикабидзе, который тогда был барабанщиком в ансамбле "Орэра"), меня перевели в Москву. Я попал на Центральное телевидение Советского Союза, тоже в музыкальную редакцию. И там и остался.
- Так и не получился у вас роман с кино...
- Кино у меня не получилось. К счастью, редактор музыкальной редакции Борис Пастернак...
- Однофамилец?
- Нет, родственник, но называться Борисом Пастернаком, работая в музыкальной редакции, было странно. Поэтому он взял фамилию матери в качестве псевдонима и стал Борисом Пургалиным. Он предложил мне делать вместе с ним, как он тогда сказал, в начале 70-х, "шоу". Слова "шоу" тогда как бы не существовало.
- Откуда он его взял?
- Он вообще удивительный человек. Он всегда бежал "впереди паровоза". Он сказал, что он придумал такое вот шоу под названием "Бенефис", где главным героем будет популярный артист, который собирает друзей. И это обязательно будет либо театральный, либо киноартист, и будут только его коллеги и друзья. Так мы и начали, и первый "Бенефис", который мы сделали, был "Бенефис" Крамарова. Вот это было для меня все-таки первое кино. Потому что я дорвался до настоящих артистов. Это было для меня огромное счастье. Я наконец стал делать кино. Но - на телевидении.
- Было несколько очень успешных "Бенефисов", я их по сей день помню - с Гурченко, с Мартинсоном, с Ларисой Голубкиной - почему они вдруг закончились?
- Дело в том, что мы делали одну программу в год. Редко - две. И, занимаясь этим, мы понимали, что нельзя стоять на месте, надо как-то развиваться, и вместе с Борисом Пастернаком-Пургалиным мечтали о том, что будем делать телевизионные мюзиклы, основанные на серьезной драматургии. Первым успехом был "Бенефис" с Голубкиной, это, как известно, "Пигмалион". Дальше мы планировали работать с Олегом Борисовым над "Трехгрошовой оперой", с Андреем Мироновым - над "Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном", с Леоновым мы мечтали о "Бравом солдате Швейке", и так далее. Все это мы предложили руководству, как наши планы на несколько лет. Но нам сказали - "нет".
- Почему?
- Нам сказали - делайте то, что вы делали. Но мы как-то переросли, знаете, штанишки эти, и мы решили закончить "Бенефисы" сами.
- И чем же вы решили тогда заняться?
- Дело в том, что серия "Бенефисов" и "Волшебный фонарь" организовали на телевидении группу очень сильных профессионалов вокруг нас двоих. Это - фантастическая команда операторов, сегодня все эти операторы - звезды, которые очень востребованы. У нас был потрясающий звукорежиссер, Владимир Виноградов, совершенно грандиозный, создавший, собственно, профессиональный звук на телевидении. И по технологии, и творчески - это целая школа. И так далее. И чтобы не потерять эту группу, и единомышленников, и друзей, мы решили создать новый проект, и это был "Новогодний аттракцион".
- Это имело еще более фантастический успех, чем "Бенефисы". Там была Пугачева.
- Там впервые как телеведущая выступила Пугачева вместе с ныне покойным Игорем Кио. Мы его делали с огромным удовольствием. Тем более это было интересно мне, потому что я безумно люблю цирк и хорошо его знаю и понимаю. И для меня было огромным счастьем работать в цирке и попробовать соединить цирковое искусство с музыкальным. Это было очень интересно и невероятно востребовано. Мы сделали три аттракциона. Один - в Цирке Никулина, и два - в Цирке на проспекте Вернадского. Они отличались кардинально, потому что Цирк на проспекте Вернадского - это совершенно фантастическое сооружение, построенное к Олимпиаде. Это пять сменных манежей, вода, лед и вообще нечто. 3500 зрителей. Успех был колоссальный, работать было безумно интересно, но очень трудно. Потому что нам давали всего лишь пять рабочих дней рабочих на все - на постановку и на съемку.
- Пять дней???
- Пять дней. Три дня репетиций и два дня съемок. Я просто физически не выдерживал этого. Но за это еще и платили сущие копейки. Скажем так, мы делали это за зарплату, потому что гонорар был символическим. И в конце концов я отказался. Я сказал, что я больше не могу и если вы не измените отношение к проекту, то я прекращаю в этом участвовать. Не изменили. К тому времени Люся Гурченко получила карт-бланш делать то, что она посчитает нужным. Она снялась в "Старых стенах", который имел успех и на правительственном уровне. Ее наконец признали. А я с ней подружился, снимая "Бенефисы", и в частности ее "Бенефис". И когда она получила право сделать картину с режиссером, которого она выберет сама, она позвала на "Мосфильм" меня. Для меня это стало самым главным событием в моей жизни.
- Это - Чапек...
- Это - Чапек, это - "Рецепт ее молодости", или "Средство Макропулоса". Пьесу эту ей предложил я. Она за нее схватилась, и мы начали работать. Картина снималась нелегко, но это было счастье. Это было счастье, большое кино, совершенно другая жизнь. Не телевизионная, хотя многое из телевидения я взял "с собой" - дисциплину, умение работать и соображать очень быстро, быстрее, чем кинематографисты. Поэтому, кстати, я был передовиком производства, за что меня очень не любили на "Мосфильме". У нас была огромная дневная выработка, и мы шли, опережая график. Группа постоянно получала премии, и все такое. Когда картина закончилась, она имела совершенно оглушительный успех. Из 37 голосов за высшую категорию этой картине проголосовало 36 человек. Среди них был Григорий Чухрай, Иосиф Хейфиц, Эльдар Рязанов и так далее. Для меня это было не просто признанием, а счастьем и чудом, у меня просто "выросли крылья". Я получил около двадцати сценариев, мне предлагали снимать кино во всех объединениях, не обязательно комедию, не обязательно даже музыкальный фильм.
Пока я выбирал, произошло следующее. Картину, естественно, должно было принять Госкино СССР. Но там она не вызвала восторгов. С нее сняли высшую категорию, присужденную "Мосфильмом", и дали вторую. Меня просто высекли публично, сказали, что "Мосфильм" ошибся в выборе режиссера. Тут же рухнули все предложения, у меня забрали все сценарии, которые я читал, и я вернулся на телевидение. Но после большого кино я уже не мог заниматься тем, чем занимался раньше.
- А что вы можете сказать по поводу актеров, которые не просто звезды, а - суперзвезды? Про Гурченко, к примеру, легенды ходят - про ее стычки с режиссерами, про ее капризы, про ее требования. Вам приходилось с этим сталкиваться?
- Я знал о том, что у нее непростой характер, но мы практически выросли вместе. Когда мы ее пригласили в "Бенефисы", они стали для нее спасением, потому что в тот период ее запрещали вообще снимать. В кино ей не давали роли, на телевидении она была под запретом. Нам удалось ее вытащить, начиная с маленьких эпизодиков. Благодаря нам она могла делать то, для чего родилась. Она пела, танцевала, она играла комедию. Это было для нее огромным счастьем. И наш альянс в большом кино, в "Рецептах ее молодости", начинался в розовом цвете. Нам было очень просто поначалу. Но затем произошло какое-то недоразумение, и мы поссорились. До такой степени, что перестали общаться.
Прошло девять лет после "Рецепта ее молодости", и мы встретились снова, и снова работали. Она мотивировала наш разрыв тем, что нас поссорили "злые люди". Кто эти злые люди, не стоит их вспоминать.
- Ну, а как с другими звездами? У вас есть какой-то рецепт - как с ними уживаться?
- Вы знаете, ведь настоящий артист, звезда он или нет, он, прежде всего, ремесленник. И ценит это в другом. Я всегда говорил со всеми артистами на их языке. Я совершенно спокойно могу назвать своими близкими людьми и близкими друзьями и даже родственниками Армена Джигарханяна, Колю Караченцова, Александра Ширвиндта и так далее. Перечислять их будет очень долго. Ту же Аллу Пугачеву в определенный период ее жизни.
- Вы с ней сейчас общаетесь?
- Нет. У нас просто разошлись пути.
- А какой вы ее запомнили во время работы? Какая она, Пугачева, при близком рассмотрении?
- Тогда, когда мы с ней дружили и работали, Алла была удивительно простым, дисциплинированным и ярким человеком. С ней было очень интересно и легко работать. Мы действительно очень дружили. И это длилось в течение нескольких лет. А потом все изменилось, потому что она стала "королевой попсы", а этот путь мне совершенно чужд и не интересен. И я ей стал не интересен.
- Не навредило ли вашей карьере, например, родство с Галичем?
- Родство с Галичем, конечно, навредило. Но, прежде всего, потому, что я был невыездной, до 87-го меня не пускали даже в Болгарию. Не то что отдыхать - даже работать. Если я работал с венграми, французами, итальянцами, англичанами,- мне позволяли это делать только у нас.
- То есть они должны были приезжать к вам?
- Они приезжали, и я с ними работал, и у меня был полный карт-бланш, я делал все, что хотел, но, за границей снимать мне не дозволялось. Допустим, мне надо было монтировать один из фильмов в Будапеште.
- И вас не выпустили?
- Нет. Категорически. Я присутствовал на этом партсобрании, где обсуждался мой выезд в Будапешт. И встала одна партийная дама, и сказала: "А вы, товарищи, уверены, что Гинзбург там не останется?" Кто-то сказал: "В Венгрии?" - "Да". И тема была закрыта. Это - в связи с Галичем.
- Когда пришла перестройка, часть людей остались в профессии, а часть людей ее потеряли. Что произошло с вами?
- Перестройка сделала меня продюсером.
- То есть вы сами стали искать деньги на свои картины?
- Нет, не совсем так. Я создал частную студию под названием "Волшебный фонарь", под крышей Центра Ролана Быкова, который относился ко мне с чрезвычайно большим интересом. Я могу сказать, что это был мой старший друг и учитель. И мы очень успешно работали и держались на плаву в течение примерно десяти лет. Мы получали заказы, и я мечтал о том, чтобы деньги давали не под меня, как режиссера, а под мои идеи, под моих людей, которым я давал снимать кино.
- Но все равно давали "под вас"?
- Увы, это рухнуло, и приходилось снимать только мне, и посему я ничего не заработал, а пахал, как лошадь. За очень небольшие деньги делал очень интересные вещи. Это были фильмы с Розенбаумом, это были фильмы о Константине Райкине, и так далее. Там были и документальные, и художественные картины, и музыкальные программы, и новогодние шоу очень большого масштаба. В общем, мы работали очень хорошо. Но потом пришел уже капитализм. Не перестройка, а капитализм. И тогда работать частным образом стало совершенно невозможно. Меня оттеснили. Я слишком был опасным конкурентом для вновь возникших крупных предприятий. И мы стали получать все меньше и меньше заказов, и кончилось тем, что мы остались вдвоем в этой студии. И мы ее закрыли, а к тому времени я был уволен отовсюду.
- Евгений Александрович, вокруг вашего имени всегда было много легенд. Какая больше всего вас удивила?
- Меня удивляет все: не только выдумки, которых немало, но и отзывы о моих работах в прошлом и сегодня. Во-первых, некоторые газеты, а в связи с этим и прочие средства массовой информации, очень вежливо поздравляют меня с днем рождения 28 апреля, хотя мать меня родила 28 февраля. Это приятно, можно радоваться жизни два раза в год, да еще и с небольшим интервалом. Во-вторых, некоторое время назад меня часто приветствовали фразой "Здравствуй, наконец, ты вернулся!". К моему удовольствию, эти люди предполагали, что я прожил некоторое время за границей. В-третьих, кое-кто меня давно похоронил. А некоторые юные чиновники, услышав обо мне, спрашивают: "Как, разве он еще снимает?", и это при том что я ежегодно снимаю по несколько известных работ на разных каналах нашего сумасшедшего телевидения.
- Зрителей, для которых любой праздник был невозможен без телевизионного подарка от Евгения Гинзбурга, наверняка интересует закулисная сторона ваших съемок.
- Я так много и в разных ситуациях рассказывал о приключениях, связанных со съемками "Аттракционов" или "Бенефисов", что не очень представляю, что рассказывать сейчас. Есть история моего прыжка с большой высоты вместо каскадера на съемках "Свадьбы соек". Сломал обе ноги. На той же картине случился незабываемый полет на вертолете в горы на высоту около 11 тысяч метров, посадка там, съемка и таинственное исчезновение вертолета, в результате чего несколько актеров, режиссер, оператор и композитор Александр Басилая около двух часов провели на вершине Кавказского хребта по пояс в снегу. Ни один человек на земле не знал, что мы там, кроме экипажа исчезнувшего вертолета. Жизнь в кино и на телевидении так разнообразна, опасна и увлекательна, а также грязна, тяжела и часто безобразна, что тут книгу писать надо или опять же снимать про это кино.
- Чей "Бенефис" вы бы сняли сейчас, если бы была такая возможность?
- "Бенефис" всегда был посвящен масштабному артисту, и таких артистов сейчас море! Только телевизор забыл, что они существуют. Взять хотя бы Табакова, Джигарханяна...
- Ну, их-то по ТВ как раз показывают очень часто.
- Но, ведь специально для них не пишутся сценарии, не снимаются картины! Уровень этих людей значителен и для Мировой культуры, а не только для нашего экранчика.
- Многие режиссеры свободное время посвящают какому-нибудь занятию, успокаивающему нервы, - коллекционированию например.
- Страсть моя - это джаз, книги и наконец появившаяся счастливая возможность смотреть лучшие фильмы мирового кино. Дома собралась серьезная коллекция фильмов, и я горжусь ею. Нервы успокаиваю общением с женой Нарой, сыном Сашей и собакой - немецкой овчаркой Кадо, чье имя по-французски означает подарок
- Сегодня мы наблюдаем на российском медиа-пространстве массу развлекательных высокобюджетных передач. Или это не в счет?
- Сегодня режиссер на российском телевидении - фигура не креативная. Режиссер - это обслуга, как бы талантлив он ни был, как бы он ни владел технологиями, он все равно остается вторым лицом в создании проекта. Когда наше поколение режиссеров работало на телевидении, мы были людьми первыми. Мы все сочиняли и создавали проект от нуля до успеха. Сегодня положение режиссуры в российском телевидении вторично. Хотя я с удовольствием смотрю, как молодые режиссеры в проектах, которые я ненавижу и не принимаю, блестяще монтируют, великолепно снимают, у них роскошный свет. Профессионально, ремесленно, изысканно. Но, все равно - это ужас.
- Можете привести примеры?
- Да практически все развлекательные программы очень лихо делаются. Но, во-первых, они все одинаковые. Во-вторых, все жирные в прямом смысле этого слова и никакие по эстетике и по смыслу. Ведь уже давно известно, что попсово-гламурная верхушка и вообще попсово-гламурная жизнь перестала быть модной. Зрителей это уже не интересует. Телевидение гибнет - оно завязло в этом болоте. И выхода нет! Он может быть только один - режиссер должен перестать обслуживать продюсеров и стать наконец креативщиком, причем самым важным.
- Неужели ситуация настолько плачевна и, по вашему мнению, нет ни одной сколько-нибудь интересной программы на ТВ?
- Ну, почему же, нет? Есть и несколько успешных телепроектов последнего времени, на мой взгляд, сегодня очень хорошо работают создатели "Большой разницы" и "Прожекторперисхилтон". Но, к большому сожалению, они тоже уже увязают. Уже тематически все это устарело и поднадоело. Одни и те же персонажи - я не говорю о талантливых актерах, замечательных ведущих, я не говорю о хорошей режиссуре.
- Вы известны, как постановщик знаменитых бенефисов и телеревю, гремевших на советских телеэкранах в 70-е, 80-е годы. Возможен ли сегодня такой жанр на телевидении? Или же он окончательно канул в Лету вместе с СССР?
- Жанр не умер. Потребность в такого рода фильмах и ревю есть не только у зрителя, но, и у артистов. Но, к сожалению, не у продюсеров. Сегодня мы не видим таких проектов на телевидении, потому что им это не выгодно. Это затратно, это долго, у таких проектов не всегда программируемый рейтинг, поэтому и не развивается эта история, и вряд ли будет развиваться, при моей жизни во всяком случае.
- Сегодня на многих российских телеканалах едва ли не каждый Новый год показываются мюзиклы. Что это, по-вашему, та же самая самодеятельность?
- Абсолютная! И с теми музыкальными фильмами, бенефисами и телеревю, которые делались в советское время, это абсолютно нельзя сравнивать. Понимаете, когда из фильма в фильм повторяются одни и те же персоналии. Когда буквально на коленках за крошечные деньги снимаются дурацкие истории с плохой музыкой, с плохими и до боли надоевшими публике актерами. Ну, и результат налицо!
- А чем же объясняется высокий рейтинг таких проектов? Заговором продюсеров?
- Я не верю в рейтинги! На мой взгляд, на российском телевидении идет такая виртуальная игра канала с каналом. Зависит это от количества рекламы. А кто заказывает эту рекламу, мы прекрасно знаем!
Комментарии 3