25 декабря 1979 года на ТВ состоялась премьера фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». Успех был ошеломительный. За приключениями героев картины режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича следила вся страна. Но, оказывается, за кадром приключений было даже больше, нежели на экране!
На съёмочной площадке фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра», 1978 год.
1. Мэтры в фильме.
В роли Анны Австрийской режиссёр видел только Алису Фрейндлих.
Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снимать фильм, он уже точно знал, что в его картине Людовика Тринадцатого будет играть Олег Табаков, Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих, а Портоса — Валентин Смирнитский.
Олег Табаков в гримёрке.
По словам режиссёра, кроме этих исполнителей он себе никого не представлял и никого больше не пробовал на эти роли.
2. Как Боярский стал Д’Артаньяном.
Боярский и Хилькевич: работа над ролью.
Изначально Михаил Боярский должен был исполнять роль графа Рошфора. Однажды он опаздывал на репетицию. Когда Михаил Боярский, запыхавшийся в суматохе и спешке, ворвался на съёмки, перед режиссёром предстала такая эффектная картина, что он сразу же безоговорочно определил кандидатуру на главную роль в фильме.
Михаил Боярский вне съёмочной площадки.
Ввиду того, что на роль Д’Артаньяна был уже утверждён Александр Абдулов, сначала Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил Боярскому на выбор — сыграть Атоса или Арамиса, а уже потом, благодаря ходатайству композитора Максима Дунаевского, доверил роль храброго гасконца, так как Абдулов не справился с музыкальным материалом.
Интересная деталь – в Менге женщину, бросающую тесто в гвардейцев, играет мать Михаила Боярского, Елена Мелентьева.
3. Несостоявшийся Атос стал Холмсом.
Вениамин Смехов согласился на роль после долгих уговоров.
На роль Атоса помимо прочих претендовал Василий Ливанов. Он дважды появлялся в Одессе на пробах – по словам режиссера, прекрасных, но безрезультатных. В какой-то момент Ливанов окончательно перевоплотился в Холмса и исчез. После долгих уговоров на роль Атоса согласился Вениамин Смехов.
4. Леди Винтер оказалась в положении.
Несравненная Маргарита Терехова с коллегами по съёмочной площадке.
На роль леди Винтер утвердили было Елену Соловей, но она неожиданно обнаружила себя в интересном положении. Режиссер обратился к новой претендентке – Маргарите Тереховой. «Мы надели на нее шифоновую кофточку. Без лифчика. Впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого момента, а практически постоянно».
5. Коньячная история самой грустной песни фильма.
Поддельное «Бургундское» сами мушкетеры тайком заменили на настоящее вино.
На записи «Песни Атоса» («Есть в графском парке черный пруд») Вениамину Смехову не удавалось вытянуть несколько несложных нот. Максим Дунаевский предлагал Атосу по рюмке коньяку перед каждым дублем, отчего каждый следующий дубль выходил все более фальшивым. Запись отложили, и в итоге в фильме осталась черновая версия работы безымянного певца. Вениамин Смехов страшно обиделся: «Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: «Есть в графском парке черный пру-уд!»
В саундтрек вошла лишь одна сольная партия Смехова – «На волос¬ке судьба твоя…»
6. Неблагонадёжные актёры.
А через несколько минут актёры будут скакать в кадре на лошадях.
Первая гостиница во Львове «Колхозная», куда поселили мушкетеров, по комфорту могла соперничать разве только с трактирами времен Короля Людовика XIII: воды в номерах не было. В знак протеста мушкетеры вселились в номер Хилькевича в другой гостинице и устроили там пьяный дебош. Режиссер засуетился. Актеров переселили в ОБКОМомовскую гостиницу. Здесь история приобрела политическую окраску: по вечерам актеры развлекались, изображая деятелей марксизма-ленинизма, причем Боярский передразнивал Брежнева. Номера, естественно, были оснащены «жучками», и вскоре Хилькевич убедился в пародийных дарованиях своих актеров в местном отделении КГБ, где ему продемонстрировали запись.
Ватный живот Портоса на этом фото почти выбивается из-под одежды.
Хилькевич заявил, что артисты – «обезьяны», больше такого не повторится. Как ни странно, чекистов это объяснение устроило. «Мы были безшабашные в тот момент, честно вам скажу. И даже это нас не очень напугало», – вспоминает Смирнитский. Все обошлось, только Лев Дуров за показанный этюд «Ленин с Крупской» упустил звание Народного артиста: присуждение отложили на три года.
7. Как Боярский ус потерял.
На съёмках Боярский потерял один ус.
Третьего апреля начались съемки. Боярский вжился в образ еще до окончания гримировки – ущипнул за зад гримершу, подвивавшую ему усы, и лишился правого уса: пугливая гримерша попросту сожгла его щипцами. Боярский придерживается иной версии: «За зад я хватал ее еще до грима! Да и не хватал, а вежливо поглаживал». Пришлось приклеивать искусственный ус, с которым Боярский и щеголял полфильма.
8. Как Боярский оказался на волоске от смерти.
Сцены фехтования вызывали наибольшее веселье.
Во время съемок случилась еще одна ужасная история. Снимали «Марлезонский балет» в Одесском оперном театре. Момент, когда Боярский прорывается с подвесками. Рошфор — Борис Клюев был задуман как человек никогда не достающий шпагу, поэтому он не работал с каскадёрами и был не в курсе хитростей фехтования шпагой с заостренным концом. Во время съемок Боярский страстно, темпераментно фехтовал, и тут Клюев не выдержал, выхватил шпагу и нанес Боярскому укол. Боярский никому ничего не сказал и продолжал работать. Режиссёр требует:
— Ещё дубль!
Боярского нет. Хилькевич спрашивает:
— Миша, Ты готов?
Он выходит, отвечает:
-Да.
Снимают еще дубль, а Боярского опять нет. В те времена из-за постоянного брака советской кинопленки необходимо было снимать три-четыре дубля. Хилькевич идёт за ним, подозревая, что он опять где-то «квасит». Заходит в туалет и видит: у Боярского изо рта кровища хлещет, а он ее сплевывает.
Потом, когда в больнице рентген сделали, выяснилось, что шпага ему в нёбо попала. Рана была очень глубокой — всего сантиметра до мозга не хватило.
9. Все знаковые места фильма снимались в одном замке.
Свиржский замок - место съёмок главных сцен фильма.
Съёмки фильма проходили на Украине во Львове, Одессе, Свиржском замке и Хотинской крепости. Далее в течение трёх месяцев шёл монтаж трёх серий. На фото Свиржский замок, который в фильме одновременно являлся «родовым замком д’Артаньянов», «Монастырем кармелиток в Бетюне», «домом палача», «бастон Сен-Жерве».
Такие моменты в кадр, конечно, не попадали.
10. Украденая рыба.
Если не рыба, то хотя бы гусь на шашлык.
В книге Хилькевича «За кадром» есть интересный эпизод: «Должен вам сказать, что однажды мушкетеры - Боярский, Смирнитский, Старыгин и Володя Балон, иногда к ним присоединялся Веня Смехов, но, он реже был, пропили все, что можно, и суточные в том числе, сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли там ящик с копченой рыбой. Неделю только это и ели»....
Один за всех, и все за одного!
В краже сознаются все участники, но, сваливают ее на тогдашнего участника массовки, а ныне известного актера Георгия Мартиросяна. «Он отвлекал продавщицу, а мы стащили этот ящик и меняли эту рыбу потом, но, не украли, а взяли в долг. Потом извинились и отдали деньги», – комментирует Боярский.
Со сценами дуэлей актерам помогал Владимир Балон.
Михаил Боярский прекрасно держался в седле.
В одном эпизоде Михаилу Боярскому выбили зуб шпагой.
Михаил Боярский редко спорил с режиссером картины.
Арамис и Атос стали любимыми персонажами зрителей.
Олег Табаков прекрасно справился с ролью Короля.
Александр Трофимов и Борис Клюев.
Александр Трофимов и Маргарита Терехова быстро сработались.
Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов могли убедить режиссера скорректировать сцену.
Больше трети сцен снимали во дворцах.
Михаил Боярский был старше своего персонажа.
Максим Дунаевский не сразу нашел певца для исполнения вокальной партии Вениамина Смехова.
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский исполнили многие сцены с первого дубля.
Лев Дуров и Михаил Боярский подружились на съемках.
Режиссер уверял, что у д'Артаньяна должна быть даже особая походка.
Михаил Боярский помогал коллегам с эпизодами.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич давал Михаилу Боярскому ценные советы.
Большое внимание Георгий Юнгвальд-Хилькевич уделял костюмам героев.
Михаил Боярский был воодушевлен работой в проекте.
Боярский, Юнгвальд-Хилькевич и Балон на обсуждении сцены.
Олег Табаков и Михаил Боярский много шутили на съемках.
Одна из самых эмоциональных сцен была у Маргариты Тереховой с Евгением Данчевским.
Маргарита Терехова на съемке сцены в Бетюнском монастыре.
Маргарита Терехова и Ирина Алферова в сцене убийства Констанции.
Ирина Алферова с трудом сохраняла спокойствие, слушая критику режиссера.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично рисовал клеймо Миледи.
Мария Ярыгина с режиссером.
Для Алисы Фрейндлих роль Королевы Анны стала одной из главных в карьере.
По окончании съемок первого фильма группа устроила небольшой праздник.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев