https://dzen.ru/a/Ztw1qJOYkzjxNYcP Катехизис и Катарсис
276,2K подписчиков
Древнекитайская бюрократия: секрет успеха
5K прочтений
11 сентября
По последним данным в Китае проживает уже миллиард четыреста миллионов человек. Гигантская цифра, поражающая воображение, закидают шапками кого угодно. И дело не в том, что китайцы плодятся как кролики – в этом отношении они не отличаются от прочих людей. К тому же КНР почти совершила переход ко второй модели воспроизведения, для которой характерно позднее создание семьи и малое количество детей. Просто китайцев было много и сто, и пятьсот, и тысячу лет назад. Уже империя Тан в десятом веке перевалила порог в сто миллионов подданных.
Справедливости ради, было время, когда Европа не отставала от Китая по населённости. Скажем, в Римской империи второго века проживало шестьдесят миллионов человек, что было даже несколько больше, чем в то же время находилось под властью китайского императора. Сам Вечный Город, скорее всего, первым достиг численности в миллион жителей. Возможно, к этому порогу подбиралась Александрия Египетская. Однако, начиная с кризиса третьего века, Рим переживал постепенную депопуляцию, к пятому столетию достигшую катастрофических масштабов. Во времена Византийской империи славянские племена бесконтрольно селились в обезлюдевших балканских провинциях.
Для Китая III-VI века тоже представляли собой тяжелый период в истории: троецарствие, шестнадцать варварских государств, Южные и Северные династии. Однако уже в начале VII века, после объединения земель под властью династии Суй, имперские переписи, проводимые для исчисления налоговой базы, демонстрируют примерно 46 миллионов подданных. Европа такими показателями похвастаться не могла. В чём же дело?
В аграрных обществах, коими были античные и средневековые страны, темпы роста населения находились в прямой зависимости от способности производить продовольственные излишки. В свою очередь, их размер при прочих равных был связан со степенью организованности общества, его способностью проводить масштабные инженерные работы, способствующие росту сельскохозяйственного производства.
Китайская цивилизация зародилась в долине реки Хуанхэ. Местная ирригационная система до сих пор играет заметную роль в сельском хозяйстве страны
Такая взаимосвязь хорошо прослеживалась ещё во времена Древнего Египта: когда страной правили династии, организовывавшие строительство ирригационных сооружений, дамб, распределявшие продукт между различными сломи населения, тогда число подданных фараонов росло. В переходные периоды, когда государственность разрушалась, в упадок приходили каналы, и население стремительно сокращалось. Эллины, жившие вдалеке от крупных рек с сезонными разливами, тоже противопоставили свою организованность нехватке продовольствия: они развернули масштабную колонизацию новых земель, чтобы расширить сельскохозяйственные угодья.
В общем, можно смело утверждать, что хорошо упорядоченные древние государства, имевшие развитый бюрократический аппарат, обеспечивали куда более устойчивый рост численности населения, чем у их соседей. Быстрые темпы восстановления популяции населения Китая и его рост в периоды стабильного развития не в последнюю очередь происходят из высококачественной системы государственного управления, доказывавшей свою эффективность на протяжение нескольких тысяч лет. Вот о ней и поговорим несколько подробней.
Первое государство в Китае, Шан-Инь, возникло около 1600 года до н.э. Однако его система управления была несовершенной, она не сильно далеко ушла от управления дворцовым хозяйством вана, и имела огромное количество пережитков родоплеменного строя. Сложно было даже определить чёткие границы иньского государства, поскольку любое племя, выступавшее на стороне вана в той или иной ситуации, автоматически считалось частью подвластных земель - и наоборот. Единственным принципом внутреннего территориального деления являлись границы родоплеменных союзов. Вожди этих объединений в пределах своих земель были полновластными правителями, и, в общем-то, не удивительно, что однажды одно из таких племён, набравшись сил, уничтожило Шан-Инь, образовав собственное государство – Чжоу, которое, впрочем, переняло многое от предшественников.
С помощью таких колесниц ваны Чжоу установили свою гегемонию. К их несчастью, колесницы были не только у них
В основе системы государственного управления Чжоу лежала та же дворцовая организация, что и у иньцев, разве что она получила дальнейшее развитие. Чиновничество было разделено по разрядам (старшие, средние, младшие). Выделился ряд высших должностей: «три гуна», игравших роль ближайших советников вана и регентов на случай малолетства наследника, «три сы», ведавших соответственно отправлением религиозного культа и подготовкой священнослужителей, организацией общественных работ, военными делами. Появился обширный аппарат придворных гадателей, жрецов, писарей. Немалым уважением пользовались придворные историки. В Китае вообще с пиететом относились к письменному слову и его сохранению, благодаря чему перечень дошедших до нас источников об истории этого государства довольно обширен.
Однако чжоусцы так и не создали централизованный бюрократический аппарат, который охватывал бы территорию всей страны. Под непосредственным контролем вана оказалась столица и близлежащие земли. В остальных областях правили чжухоу, владетельные князья из числа родовой аристократии, связанные присягой и обязанностью являться ко двору вана в определенные сроки. В свою очередь, территория уделов дробилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежних родоплеменных границ. На такое деление со временем наложилась созданная еще в эпоху Шан-Инь иерархическая система аристократических титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань.
Да-да, господа, правы те из вас, кому всё это напомнило средневековую европейскую феодальную систему, разве что возникшую на добрые полторы тысячи лет раньше. Схожие принципы устройства государства привели к сложным проблемам: уже в IX в. до н. э. начинают проявляться центробежные тенденции, выраженные в ослаблении власти вана и усилении чжухоу. Последние перестают приезжать ко двору, нерегулярно присылают дань. С VIII века до нашей эры ван уже рассматривался как первый среди равных, им часто манипулировали правители наиболее сильных уделов. С V века до н.э. и вовсе начинается Чжаньго шидай, период сражающихся царств, в котором ван Чжоу стал лишь одним из многих конкурирующих властителей.
Начало железного века сгладило демографический провал, однако народу постоянные войны давались нелегко. Они не способствовали ни экономической, ни политической стабильности. Да и историческая память о временах пусть даже во многом формального, но единства не способствовала светлым мыслям в головах образованной части китайского общества. Не удивительно, что эпоха сражающихся царств вызвала рефлексию по поводу происходящего и породила кучу философов, пытавшихся, помимо прочего, найти выходи из ситуации. Среди них нас больше всего будут интересовать двое – Кун Цю, более известный как Конфуций, и Шан Ян.
Конфуций
Конфуций родился, строго говоря, до Чжаньго шидай, но в его время дело уже пахло жареным, о вана вытирали ноги все, кто хотел, а усобицы между владетельными князьями были не таким уж редким явлением. Как человек умный, он не мог не видеть, куда всё катится. Размышления над тем, как гармонизировать жизнь общества, привели его к созданию «школы образованных людей», на западе более известной как конфуцианство. Это философско-религиозное учение затрагивает вопросы этики, общественного устройства, политики. Опираясь на сформулированную максиму «не делай человеку того, чего не желаешь себе», философ ввел «пять постоянств праведного человека»: Жэнь («человеколюбие», «милосердие», «гуманность»), И («правда», «справедливость»), Ли («ритуал», верность обычаям, соблюдение обрядов), Чжи (здравый смысл, благоразумие, рассудительность) Синь (искренность, «доброе намерение», добросовестность).
Не углубляясь в детали, отмечу, что следование конфуцианской этике должно было сформировать гармоничное общество, в котором всякая личность находится на своём месте и выполняет свои функции. Праведный человек строит своё поведение, опираясь на принципы гуманизма, и потому неизбежно приходит к осознанию необходимости ценить интересы окружающих людей и общества в целом выше своих. Он должен с уважением относиться к старшим и заботиться о младших, чувство долга должно превалировать над личными интересами. Причём это утверждение, согласно Конфуцию, распространялось не только на отношения между поколениями, но и на отношения между начальством и подчинёнными. Подобно тому, как дети должны почитать родителей и слушаться их, подданные должны повиноваться вану. В свою очередь, подобно тому, как на родителях лежит обязанность заботиться о детях, такая же обязанность лежит и на правителе. Взаимное уважение и забота – вот ключ к благоденствию общества, любое нарушение подобных отношений неизбежно приводит к нарушению гармонии и бедствиям.
В качестве главного регулятора жизни Конфуций видел традиции и ритуалы, в которых материализуются нравственные обязанности. Они неотделимы не только от культуры, но и от естественного состояния человека. Иными словами, если для западного мира соблюдение приличий было признаком хорошего воспитания, то для китайцев это граница, отделяющая человека от животного. А теперь попробуйте взглянуть глазами китайцев на европейских посланников, с неохотой соблюдавших принятые при дворе церемониалы, и вы поймёте, почему их считали безнадёжными варварами - а то и просто скотами.
Второй интересующий нас философ, Шан Ян – это человек уже другой эпохи. Он был современником Филиппа Македонского, но для Китая то был не период подъёма, а эпоха усобиц. Родившись в обедневшей аристократической семье, он поступил на службу к вану царства Вэй. Через некоторое время, столкнувшись с тем, что продвижение по службе застопорилось, а все его предложения по совершенствованию государственной системы игнорируются, уволился и нашел своё место уже при дворе правителя Цинь. Ох и кусали потом локти те, кто не оценил должным образом этого человека…
Шан Ян
Шан Яна, в некотором смысле, можно назвать древнекитайским Макиавелли, близко к сердцу принявшим наследие афиняниа Драконта.
Предельно циничный, он не шибко высоко ценил конфуцианство, да и многие другие китайские этические системы, считая их наивными. «Гуманный человек не может заставить людей быть гуманными», писал он. Более того, многие конфуцианские ценности, по мнению мыслителя, являлись вредными и прямо способствовали ослаблению государства. Например, поклонение предкам и тесные семейные узы заставляли людей действовать в интересах родни, а не страны.
Шан Ян считал, что все люди от природы порочны, руководствуются самыми низменными стремлениями, и могут пойти на преступление даже ради малой выгоды. Единственным барьером на пути анархии стоит закон и его неуклонное исполнение. Поскольку в условиях Древнего Китая обеспечить неотвратимое наказание за каждое преступление было невозможно, Шан Ян пошел по другому пути: он максимально жестоко наказывал тех неудачливых преступников, которые попадались в руки власти. Справедливости ради, он настаивал на обязательности закона для всех людей вне зависимости от социального положения. Ван был обязан следовать принятым нормам так же, как самый последний раб.
Слова у этого человека редко расходились с делом. Когда наследный принц нарушил один из мелких законов, Шан Ян решил наказать его.
Естественно, он получил запрет от вана. Тогда, не желая оставить проступок без наказания, он приказал высечь и клеймить учителя принца, который не объяснил тому важность соблюдения правил. Через некоторое время принц снова провинился. Тогда по указанию Шан Яна другому учителю отрезали нос, а наследника выслали за пределы столицы.
История кажется совершенно неправдоподобной, но надо учесть, что у вана Цинь не то чтобы был большой выбор: его царство на тот момент было одним из слабейших, и соседи потихоньку откусывали от него территорию. И реформы сурового чиновника были едва ли не последним шансом переломить ход событий.
Встав во главе бюрократического аппарата Цинь, он существенно трансформировал его. Шан Ян последовательно отстаивал идею концентрации власти в руках вана, а для этого надо было отобрать её у наместников, родовой аристократии, и отдать чиновникам, содержащимся за счёт государства. Проведя экономические реформы, направленные на защиту земледельцев, их права частной собственности, расширение пахотных земель и налоговой базы, установление гибкой налоговой ставки, он начал ограничивать права аристократии на занятие должностей.
Идея была в том, что государственные посты должны заниматься по способностям и заслугам, но не по праву рождения.
Сперва эти мысли стали продвигаться в армии, благодаря чему существенным изменениям подвергся её костяк и офицерский корпус. В нём появилось немало бывших солдат, выходцев из низов, которые отличились на поле боя. В какой-то момент повышение по военной службе было поставлено в зависимость от числа отрубленных голов.
Для обеспечения безбедной жизни и исполнения служебных обязанностей Шан Ян установил служилым людям жалование, зависящее от занимаемого ими ранга.
Вслед за армией новые порядки стали распространяться и на гражданскую службу.
Параллельно административной реформе, установившей новое территориальное деление государства на уезды, по всей стране стали появляться чиновники, не имевшие солидной родословной, жившие на государственное жалование и куда более преданных вану, чем аристократия.
Более того, реформатор начал размывать границы благородного сословия, продавая титулы за деньги и награждая ими выслужившихся чиновников.
Для борьбы с коррупцией Шан Ян ввёл противоречивую, но не лишенную остроумия схему взаимной слежки и доносительства.
Доносчик, сообщавший о совершенном либо готовящемся чиновником преступлении, получал должность, титул и земельные наделы провинившегося. Лжесвидетельство при этом каралось страшным образом.
Преобразования чиновника буквально вдохнули вторую жизнь в царство Цинь, которое стало стремительно набирать силу.
Сам Шан Ян стал одним из ключевых основоположников «школы законников», известной также как легизм.
Однако суровость вылезла ему боком: он нажил кучу врагов, в том числе в лице наследного принца. Едва придя к власти, тот не отказал себе в удовольствии обезглавить старого философа.
Территориальная экспансия царства Цинь
Тем не менее, легизм был признан эффективной школой, и получил дальнейшее развитие в царстве Цинь, попутно конкурируя с конфуцианством в других китайских государствах. Истинного триумфа легисты достигли после того, как правитель Цинь Ши Хуанди объединил весь Китай под своей властью, став первым императором. Большой поклонник «школы законников», он возвёл её учение в абсолют, не подозревая, что вскоре легизму предстоит неожиданным образом соединиться с конфуцианством в причудливый, но крепкий сплав. Об этом поговорим завтра в это же время
https://dzen.ru/a/ZuBYKGOpGQxyB7dE МК
...https://dzen.ru/a/Ztw1qJOYkzjxNYcP Катехизис и Катарсис
...https://dzen.ru/a/Zt8CyrrlxFBnad3i Повседневная философия
...https://mail.yandex.ru/?utm_source=main_stripe_big&uid=281453120#message/187743809466043742 Егений Привет, Учитель!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев