В церковной книге Октоих (с греческого "окто" - восемь, "ихос" - глас) мы вчера читали:
От юности моея враг мя искушает, СЛАСТЬМИ ПАЛИТ МЯ, аз же, надеяся на тя, Господи, побеждаю сего.
(Октоих, Степенна 8 гласа, Антифон 1)
Первая часть предложения и завершение понятны, но как можно сластью опалить - причинить вред, сравнимый с сильным ожогом? Странная фигура речи, требуемая в пояснении.
Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Марк Подвижник, Максим Исповедник и другие) детально описали процесс зарождения и укрепления греха в человеке. Даже внезапное казалось бы греховное деяние или падение («ни с того, ни с сего – вдруг взял и сделал») происходит на самом деле далеко не случайно, не автоматически и не вдруг. Оно очень часто является результатом сложного созревания начальной лукавой мысли, помысла.
И начинается этот процесс именно с прилога, «стрелы диавола». «Прилог» – этим церковнославянским словом в святоотеческой литературе и богословии называется первая стадия или попытка проникновения греха в душу. Это начальная мысль, первое движение сердца, практически невольное.
Однако если эта греховная мысль чем-то «зацепит» человека, происходит то, что отцы Церкви назвали «сложением» или «сочетанием с помыслом». То есть, человек обращает на него внимание, начинает его рассматривать и на нем (сначала понемногу) задерживаться. Если мы и дальше продолжаем этот образ рассматривать и размышлять о нем, то развитие греховного помысла переходит в следующую стадию – «услаждения» им. Нам он уже приятен, мы уже не хотим с ним расстаться, уже отдаемся в его власть.
Дальше стадии развития греха пока рассматривать не будем, а остановимся на этих, чтобы понять смысл приведенного молитвословия.
Дам легкий и понятный образ.
Рыбалка. Рыбак знает вкусовые предпочтения того, кого хочет выловить. Вот и готовит определенную наживку. Опускает ее в реку, а там живет рыба.
Сперва рыба среагирует либо зрением (увидит наживку), либо обонянием (почувствует аромат) это и будет прилог - то самое первое впечатление.
Далее она может заинтересоваться подплыть ближе к наживке - это будет "сложение" с предложенным кормом.
Затем идет тот самый, почти решающий момент - услаждения, той самой сласти, того чего очень хочется отведать. Рыба еще не открывает рта, не заглатывает наживку, она находится в плену желания, предвкушения.
Ни один грех без того самого предкушения сласти не совершается!
Но это предвкушение в результате сильно изранит железным крючком. Не произойдет наслаждения, насыщения. Будут одни страдания!
В реальной жизни это происходит чрезвычайно быстро. Нет навыка внимания к себе и окружающему.
Вот и хватаем все подряд и сколько ран внуьренних. Одна не успевает зажить, уже пять новых образовываются.
ЗАДАНИЕ:
Предлагаю сегодня... поделиться советами по подготовке к украшению дома к празднику🎄
Быть может делаете вертеп или несложные украшения?
А может и сложные ☺️
Есть ли какие-то семейные традиции связанные с подготовкой к украшению дома?
Давайте в нынешний субботний день поможем друг другу вдохновением и добрыми идеями, задумками, поделками, находками как сделать предстоящий праздник уютным и торжественным😊💛
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1