со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
Библия, Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 2
И в больших соборах и в маленьких сельских храмах, перед открытыми Царскими Вратами звучат сегодня на Литургии эти слова апостола Павла. И все их слышат. И каждая душа призвана воспламениться апостольской проповедью и, после Литургии принести домой из церкви ту атмосферу, то настроение сердца, которое нигде, кроме дома Божиего и не сыщешь. Из церкви вернуться иными. Вернуться наполненными, непоколебимым в любви, вернуться маяком евангельского света. И сил светить своим ближним должно хватить, как минимум до следующей Литургии, не перегореть, не быть поглащенными тьмой, устаять в бурях суровых житейских волн.
Со всеми этими задачами справиться может только смиренномудренный человек.
Как часто мы слышим это слово и никак оно не может уложиться в нашем сердце. Пытаемся встать на этот путь, вроде полны решимости, но вдруг сил не хватает и все внешнее смирение оборачивается порывистым ветром с дождем и грозами.
С чего же начинается смиренномудрие?
С правильного мнения о себе, как о создании Божием. Когда человек принимает сердцем это сыновство, когда слова Отче наш становятся понятными и реальными, тогда он успокаивается, унимается внутренний бунт требования любви от окружающих людей, потому что человек понял, что любим Богом - общим Отцом, за любовь Которого не стоит соревноваться.
Смиренномудренный человек верит действию Бога в мире, верит Его Промыслу, доверяет Его святой Воле, многажды убеждаясь, что решения Божии в безмерное количество раз лучше, чем человеческие предположения.
Таким образом, смиренномудренный человек не ожидает от себя слишком многого, понимая, что "без Бога не до порога", не пытается кого-то удивить, произвести чрезмерное впечатление, но пытается сохраниться и удержаться сердцем перед Всевидящим Богом, ищет возможность быть полезным в этом мире сообразно своим возможностям.
Смиренномудренный человек не затюканный, не изображающий робость и неспособность ни к чему. Смиренномудренный человек исследует самого себя (2Кор. 13:5) и понимает свою объективную ограниченность и при этом он искренно видит во всех окружающих людях свет таланта, которому искренно удивляется и желает научиться. И речь не столько о способностях к наукам или искусству, а о таланте принимать жизненные обстоятельства не отчаиваясь, о таланте довериться Богу, о таланте любви к людям и братьям меньшим, о таланте всегдашнего хорошего настроения и еще много иных способностей. Это замечает и на это обращает внимание смиренномудренный человек. А потому он не слишком болтлив, но напротив, с охотностью слушает ближних.
Святитель Григорий Богослов пишет:
Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало и кто унижается перед низшими себя. А тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать, о чем помолчать, а в чем признать свое неведение; кто соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.
К. С. Льюис очень точен в определении смиренномудрия:
Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе. Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость.
ЗАДАНИЕ:
Сегодня... мы уже на 9 степени (ступени) псалмопения из 15 возможных. Неспешно движемся к завершению🙏
Этой ступени восхождения соответствует 127 псалом , в котором говорится, что ходящий по заповедям Господа будет награжден Им успехом в своих трудах и семейным счастьем. 🙏
Пояснение: Пророк говорит: «блаженны все, боящиеся Господа, ходящие путями Его». Дабы ты не подумал, что для тебя достаточно страха, он присовокупил: «ходящие путями Его», указывая на то и другое: «боящиеся» и «ходящие». Многие, имея правую веру, но, проводя развратную жизнь, стали несчастнее всех. Поэтому, чтобы слова его не показались в этом отношении несправедливыми, он прибавил: «ходящие путями Его». А какие это пути Божии, как не добродетельная жизнь? Чрез нее можно взойти на небо, достигнуть отечества и узреть самого Бога, сколько возможно человеку зреть Его. «Путями Его» называются потому, что чрез них можно взойти к Богу.
Святитель Иоанн Златоуст
https://t.me/nebunetkontsa Очень, очень рада этому.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев