Прошёл год, и до их деревни стали доходить тревожные слухи о революции. Но особых богатеев в Кислицино не оказалось, самыми зажиточными считались те, у кого было три, али четыре коровы. Посудачили, да и перестали баять, землю-то без дела не оставишь. Только, пожалуй, тягловой крестьянской работой и спасали свои души деревенские жители от разных недобрых вестей. По вечерам прочти в каждом дому деревни Кислицино взрослые становились на колени пред иконами, да и детей своих ставили. И обращались к Спасителю, Пресвятой Богородице, святым угодникам, многие, очень многие при этом плакали. Чувствовали крестьяне, что недоброе заладилось на Руси. Да, как и рука-то поднялась на Божиего помазанника, ведь что сотворили. «Теперича земля наша без благословения Божиего живёт», – твердили богомольные люди. А за такими предчувствиями ничего хорошего ждать не приходилось.
Вслед за революцией пошла по родимой сторонушке гражданская война. Разошлись дороги братьев Тельновых. Павел воевал за белых, Елизар – за красных. Вскоре и убили Павла свои же. Односельчане впоследствии и рассказывали Надежде Прокопьевне: «Не обессудь нас, землячка. Только зверь лютой твой Павел-то был. Девок портил, стариков убивал. Свои же и убили, не выдержали, стало быть». Новость эту мать приняла горько, ибо какая женщина не знает своего дитя. Поплакав, стала жить дальше.
Многие кислицинские сложили свои головушки в не нужной народу войне. Но война, слава Богу, заканчивается, и деревенские мужики стали потихоньку возвращаться. Надежда Прокопьевна вечерами долго молилась и плакала. В человеческом бытии материнские мысли заполнены думами о детях. Так уж это устроено Создателем.
Её окно выходило на дорогу, а дом был так расположен, что виделась большая часть дороги, ведущая в деревню. Вот на неё-то, родимую, и глядела без конца мать младшего Тельнова. Сколько раз, завидев издали идущего человека, бежала она, первой встречая возвращающихся мужиков. Спрашивала их, уставших, о сыне: «Не видели, не встречали», – был их краткий ответ.
Тут же на деревне затапливались бани, их дымок оздоравливал загрубевшие тела односельчан. В такие дни пился самогон и с радости, и с горя. Братоубийственная война очень надолго, словно заноза, врезалась в людскую память. И не вырывалась эта заноза, да и вырвется ли когда – никто не знал.
Так в повседневной неминучей заботе прошло ещё полгода. С утра сердце матери безудержно билось, саднило в груди. Подоив корову и выстроив в ряд глиняные горшки, стала разливать молоко. Глянула в окно и, несмотря на то, что оно было покрыто утрешней испариной, разглядела медленно идущего по дороге человека. Дыхание спёрло, и она, побрызгав на себя холодной колодезной водой, устремилась навстречу. Сначала материны ноги еле-еле передвигались по земле, затем Господь вселил им силу, и Надежда Прокопьевна, не выдержав, уже бежала навстречу своей кровиночке.
Худым и больным вернулся Елизар. Оказалось, что после тяжёлого ранения долго пролежал в госпитале, не надеялся и выжить. Повидавши тысячи смертей и разного рода горестей, Елизар словно надорвал там свою душу. Мать в первые дни думала: не повредилось ли чего в разуме у сына? И поняв материнскую боль, сын всё объяснил: «Не печалься, маманя, после войны я отхожу. Даст Бог, время залечит». Надежда Прокопьевна раньше как-то не замечала, чтобы сын говорил о Боге. Теперь же утром и вечером подолгу молясь на образа, Елизар внешне очень спокойно говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго. Аминь, – немного помолчав, добавлял, – Яко благ и человеколюбец».
Сентябрьский дождь с утра окропил стремительно готовящуюся к осени матушку-природу. Желтели на деревьях листья. Деревенским вдовам не оставалось никакой радости, кроме детей. Те хоть и были мал мала меньше, робили до полной устали. И, глядя после заката солнца на своих чад, знали вдовы, что погреба полны картошки, и это хоть как-то успокаивало истерзанные жизнью бабьи души.
Но нынче, на миг остановившись, дождь припустил так хлёстко, что прогнал с улицы даже самых упрямых работников. И невольно дал перевести дух кислицинцам.
Емельян Сергеевич Лужин, вернувшийся с войны живым и здоровым, был назначен председателем непонятного ни для кого колхоза. Раскулачили три семьи, имевшие четырех и трёх коров. Не хотел это делать Лужин, да приказали новые власти. Потом было велено согнать весь скот в общественное стадо. И, немного похорохорившись для порядка, вынуждены были кислицинцы устраивать новую жизнь, и когда с каждого двора выгонялась скотина, плач стоял по всей деревне, не выдерживали нервы даже у самых стойких.
Надежда Прокопьевна, оставшись одна во время войны, нарушила своё хозяйство. Лошадей удалось продать, а вот корову свою она теперь вела в колхозное стадо. Гуляла по всей России теперь одна поговорка: «Хочешь в колхоз, вступай, не хочешь, корову отберём». А против таких лозунгов куда попрёшь? – думала Тельнова.
Емельян Сергеевич и сам толком не знал, как будет дальше, и только новые порядки заставляли председателя вживаться в непонятное колхозное дело…
Давно ушедший из жизни Спиридон Андреевич Тельнов рассказывал когда-то сыновьям Павлу и Елизару о жившем неподалёку от деревни в лесу монахе. Павел, услышав это, убегал на улицу, а Елизар, слушая тятин рассказ, дивился. Монах этот всегда ходил в чёрном одеянии. Домишко у него был чем-то сродни бане.
Спиридон Андреевич рассказывал: «Мы с ребятишками из любопытства бегали к нему. Хорошо помню, что жил он бедно. Только ягоды, зёрна и грибы видели мы у него на столе. Когда бы мы ни пришли, он всё молился на старинные образа. Мы, малые дети, кто смеялись, а некоторые и крестились. Знамо дело, и родителям баяли, а бабушка ваша, Пелагея Никандровна, внимательно меня слушала и говорила, что это Божий служка и, обижать его не след. «Если прознаю об ентом, розгами исхвощу». Потом выросли мы и монах куда-то ушёл. Я уж женатым был, пошёл как-то в лес по грибы и наткнулся на место, где избушка его стояла. Всё в точности по памяти несколько раз проверил, а домишки-то энтого замшелого не нашёл вовсе, только ямка и осталась. И вот диво так диво, грибов вокруг этой ямки видимо-невидимо, а в серёдке лужица небольшенькая. И вода в ней чистая-пречистая, словно небушко. Напился я тогда водицы досыта. По сю пору помню, как коленопреклонённо молился монах о нас грешных. Видать, есть чего-то на земле, чо мы не знам совсем…»
Елизар в этот дождливый день, вспомнив рассказ отца, принялся выспрашивать у матери про то место, но Надежда Прокопьевна не знала его. И пришлось в проводники брать деда Михея, мужа бабки Ермолихи. Ермолиха, эта согбенная бабка, будучи большой молитвенницей, и благословила их в дорогу.
***
На следующий день после того сентябрьского дождя, ещё затемно отправились дед с Елизаром на поиски загадочного места. День уже перевалил за половину, а дед Михей, весь мокрый от высокой травы, всё бродил и бродил, время от времени слегка поматывая головой, чему-то удивляясь. И Елизар Спиридонович уже стал сомневаться, как вдруг дед повеселевшим старческим голосом забубнил: «Вот, Елизарушка, здеся он запрятался. Я ить его насилу нашёл, заросло всё».
Они стояли и молча смотрели на ямку. Вода в ней была такою же чистой, как рассказывал отец. Дед тут же достал из котомки кружку и напился. Взглянув на небо и довольно крякнув, дал утолить жажду Елизару.
Искал же это место младший Тельнов с втемяшившейся в его голову верой. Он вдруг задумал помолиться на месте былого жительства старого монаха и попросить святых заступников, чтобы Анна его простила.
«Ну чо, нашли?» – взволнованно спросила мать, когда её сын переступил порог дома. И по его повеселевшему лицу она всё тут же поняла.
Прошло несколько лет. Анна и Елизар жили одинокою жизнью. И, работая в колхозе до полного изнурения, оба замечали, что их ровня уже имела детей-школьников. Тоска легла на Елизаровы плечи непроходимою болью. И если бы не тяжёлая работа, он бы точно сошёл с ума. И он уже не пытался что-то изменить в своей жизни.
Но в Анне перемены были. Ни одному человеку на земле, кроме её самой, незаметные. Однажды, увидев пришедшего с войны Елизара, такого больного и худющего, вспомнила она о том, как он заступился за неё перед Епифаном. И давнюю, горькую обиду, нанесённую ей когда-то, в тот миг она простила ему. Временами ей уже самой хотелось подойти к Епифану. Но это были те порывы, через которые не сразу и не вдруг перейдёшь. Лужин же посылал Елизара на самые тяжёлые работы, на лесозаготовки.
Так проходила безвозвратно жизнь. Неслись по небу облака. В жизненной круговерти облаков этих проносится великое множество. Люди же заняты своими земными делами. И если есть на земле добро и зло, то, безусловно, была любовь и смерть. И если кому-то не везло, как тому же Елизару Спиридоновичу, то понимала его маявшаяся головушка, что далеко не всем везёт в жизни. «Да и то сказать, всем в эти годины тяжко, – думал Елизар, – хорошо, что чую тепло древних икон, хоть и потемнели они от старости, а спасают, ей-Богу, спасают. Да и молитвы вечный зов лечит, иначе бы помер я, давно бы погнил на погосте. Вот если бы в моём доме была Анна, но такую мечту не вышептать, не выкричать нельзя». И он скупо заплакал. Но раз так жизнь складывается, надо верить во Христа, надо именно к этому идти. Вдруг, посмотрев на яблоню, на её тяжёлые, красивые склонившиеся ветки, он сорвал одно яблоко и, ощущая слёзный привкус, захрустел, думая о том, что завтра будет одно и то же.
Девушки на селе, как водится в жизни людской, подрастали. И в него, немолодого мужика, Елизара Спиридоновича, влюбилась одна такая. Он и так, и эдак отмежёвывался. Настырной оказалась веснушчатая Галина Сумарокова. Совсем не давала проходу Елизару. Вот тогда-то, дождавшись ночи, и пошёл он к Анне.
Одному Богу известно, о чём говорили Елизар с Анной. Только та самая ночь соединила их. И сказочнее той ночи им, дожившим, до зрелых лет, ещё ни разу не доводилось пережить.
А через год и семя Елизарово с Анной увидело Божий свет. Босые ножонки младенца с помощью мамы касались земли и назван был первенец, как это и было заведено на Руси, в честь деда.
Во все века и времена и прост, и непрост был и, слава Богу, есть, край родимый. Вековечными церквами, храмами, истинным православием жила Русь-матушка. Но прежде всего жива она великим её народом.
По утрам на деревне затапливаются русские печи. Из каждого дома или старенькой избёнки из трубы вьётся дымок. Готовят наши женщины сытную кашу, пекут пироги. Готовится и пойло для скотины.
И утром, поставив чугуны в печь, Анна вдруг присела на лавочку. Она слышала, как сопят два их сына – Спиридон и Емельян, а вот дочка Дашутка спала очень тихо.
Вдруг заскрипело крыльцо и в избу вошёл Елизар. В руках у него был ухват с новым, только что выструганным черенком: «Вот, Анна, сделал, тебе ведь надо. А мне всё неколи было». Он, улыбаясь, говорил, что-то ещё, а Анна и слышала, и не слышала его. Так бывает в жизни. И чего только в ней не бывает за суетностью лет…
Автор Казаков Анатолий
Комментарии 3
Благодарю....когда судьбы людские вплетены в историю страны - читать особенно интересно!