Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а с другой - с возможностью их осознания и переработки.
Чем активнее взрослые организуют наблюдения за различными явлениями природы, занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами; чем насыщеннее впечатлениями станет прогулка к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад; чем интереснее будет поездка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее его эмоциональные переживания и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. Впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепятся в его эмоциональной памяти и станут основой понимания происходящего, только если взрослый поможет ему организовать эти впечатления в определенную систему: расскажет о событиях недавнего прошлого, где главный герой -малыш, вместе с ребенком рассмотрит фотографии в семейном альбоме, предложит ему рисунок или аппликацию.
Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов в предметной деятельности и игре, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности. Значит дома следует организовывать игры с различными предметами, игрушками, знакомить ребенка с разными способами действий с ними; формировать представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях; обогащать игры элементами экспериментирования.
Немаловажной становится мамина работа по расширению сюжетов детской игры. Каждый раз, играя с ребенком в знакомую ему игру (укладывание игрушек спать, кормление кукол, поездка на машине, автобусе или пароходе, чаепитие, купание и многие другие сюжеты), следует привносить элементы нового. Известно, что ребенок часто усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его, поэтому задача взрослого - вовремя предложить ребенку новый персонаж, предмет или атрибут, чуть изменить сюжет за счет новых игровых действий или событий.
Другой линией, обогащающей игру ребенка, являются разнообразные способы использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку: коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой - столом или стулом для зайчика, в третьей - ночным горшком для мишки, в четвертой - гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом, и столом, и машиной, и котлетой для собачки. Такие волшебные превращения коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, делают ее живой и свободной. Одновременно обогащаются представления ребенка, «запускаются» фантазия и воображение - главные составляющие детской деятельности.
Третье условие связано с речью малыша. Своевременное развитие понимания речи и активной речи малыша создаст благоприятную основу для развития и совершенствования психической деятельности в дальнейшем.
Что свидетельствует о неблагополучии в психическом развитии?
О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка говорит отсутствие у него интереса к игрушкам или избирательный интерес к ним (играет только с одной машинкой, одной куклой, одним зайцем). Задержка в освоении основных этапов игры, в сенсорной деятельности, конструировании, рисовании, развитии речи должны вас на-сторожить: запаздывание более чем на два возрастных срока по сравнению с нормативными показателями говорит о задержке психического развития у ребенка.
Помните: наиболее важным и информативным показателем развития ребенка 2-го и 3-го годов жизни является развитие игры и речи. В игровой деятельности обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами, - вас должны насторожить нелепые, странные действия с предметами, которые в них самих не заложены. Обратите внимание и на характер действий малыша с игрушками. Если он со всеми или, по крайней мере, со многими игрушками действует одинаково (берет, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и т.д.), это тревожный признак. Если у малыша 3-го года жизни в игре присутствуют только предметные действия (открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать-убирать и др.) и нет сюжетных действий (не качает игрушки, не кормит, не поит, не возит, не причесывает их, не строит и т.д.), это тоже должно вас насторожить.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев