В результате исследования коранических текстов, становится ясным, что Единобожие делится на три вида:
Первый вид: Единобожие Всевышнего Аллаха в Господстве.
Этот вид Единобожия является врожденным чувством разумных людей. Аллах Всевышний сказал: «Если ты спросишь у них (многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”» (Сура «аз-Зухруф», 87 аят). Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (Сура «Юнус» 31 аят).
И подобных аятов очень много.
А то, что Фараон отрицал существования Аллаха в своих словах: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара» 23 аят), то это исходило лишь из его гордыни и притворства, на что указано в словах Аллаха: «Он (Муса) сказал: «Ты уже знаешь, что ни кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель» (Сура «аль-Исра», 102 аят).
И Слова Аллаха: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (Сура «ан-Намль», 14 аят).
Именно поэтому Коран был ниспослан с утверждением этого вида Единобожия в контексте вопросительных утверждений, как это видно в Словах Аллаха:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?» (Сура «Ибрахим», 10 аят).
«Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?”» (Сура «аль-Ан’ам» 164 аят).
«Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”» (Сура «ар-Раъд», 16 аят).
И многие другие аяты были ниспосланы в подобном контексте ввиду того, что они подтверждали Господство Аллаха.
Этот вид Единобожия не принесет пользы неверующим, потому что они не единили Его, Свят Он и Велик, в поклонении Ему Единственному. Как сказал Аллах: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Юсуф» 106 аят).
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» (Сура «аз-Зумар» 3 аят).
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?” Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» (Сура «Юнус», 18 аят).
Второй вид: Единобожие в поклонении Одному Аллаху.
Именно этот вид Единобожия был причиной всех сражений и конфликтов посланников с общинами. Именно для его установления и были отправлены посланники, а суть его – это смысл свидетельства «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха», которое построено на двух основах: отрицание и подтверждение в этом выражении.
Смысл отрицания: Это устранение всех видов объектов поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, во всех действиях поклонения.
Смысл подтверждения: Это единение Единого Аллаха во всех видах поклонения именно в том виде, как Он узаконил это поклонение. Большая часть Корана содержит именно этот вид Единобожия:
«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» (Сура «ан-Нахль» 36 аят).
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (Сура «аль-Анбия» 25 аят).
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять» (Сура «аль-Бакара» 256 аят).
«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого другие божества, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф» 45 аят).
«Скажи: “Мне внушено в откровении, что ваш Бог, Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?”» (Сура «аль-Анбия» 108).
И многие другие аяты в этом смысле.
Третий вид: Единобожие Аллаха в Его Именах и Атрибутах.
Этот вид Единобожия строится на двух основах, как это пояснил Всевышний Аллах в Коране.
Первая основа: Это очищение Аллаха от качеств, присущих творениям.
Вторая основа: Это Вера во все, чем Он описал Себя и чем описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в истинном, а не метафорическом смысле, так как подобает Ему в Его совершенстве и Величии.
Он сказал, отрицая подобие чего-либо Ему: «Нет ничего подобного Ему», и указал на утверждение Его Качеств в истинном значении: «И Он Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура» 11 аят).
Этот аят указывает на исключение необходимости обессмысливать ("таътиль") Атрибуты Аллаха, и из него вытекает необходимость подтверждения Атрибутов в их истинном смысле без уподобления, их искажения и опустошения (смысла) .
И Аллах указал на бессилие творений объять Его знанием, сказав: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Сура «Та-ха» 110 аят).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев