КЛЯТВА НАШИХ ПРЕДКОВ.
Ушли в прошлое «времена длинных мечей», некогда могущественное Ойратское ханство распалось и практически забыто. Целый воинственный народ расплатился собственной кровью, но все-таки потомки ойратов сохранились. Но что удерживалось в умах людей, не дававшее исчезнуть этносу? В статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Сегодня в эпоху глобализации, плеяда ойратских героев, на протяжении многих лет, являвшихся «СӘКҮСД» - ХРАНИТЕЛЯМИ-ЗАЩИТНИКАМИ в умах людей, забыто целыми поколениями, и на смену им пришли чуждые
люди. Имена ойратских владык и багатуров были живы до тех пор, пока их помнили люди. На самом деле мы утратили не только историю, но мудрость и силу, которая так нам нужна сейчас. Глупо винить глобализацию во всем.
Ведь в Японии целые поколения чтят до сих пор их предков самураев.
В традиционных английских семьях, а коих не мало, до сих пор почитают имена графов, а во Франции потомки даже сохраняют родовые аристократические земли, и с чувством ответственности хранят память о своих предках
Что мы можем дать миру? Ничего. Точнее даже не знаем, что у нас есть.
А история сохранила нам большое наследие, в том числе мудрые наставления наших усопших праотцов…
И для этого нужно обратиться к страницам истории:
В сентябре 1640 года в урочище Улан Бура у Тарбагатайских гор, на территории Джунгарского ханства был созван хурал монгольской и ойратской элиты, по инициативе джунгарского хана Батура хунтайджи. Во вступительной части Уложения перечислены имена виднейших политических, военных и религиозных деятелей, собравшихся на съезд князей Монголии и Джунгарии.
Присутствовали: Эрдени Дзасакту-хан, Тушету-хан, Далай-хунтайджи, Мерген-нойон, Эрдэни-хунтайджи, Гуши-Номин-хан, его брат Кундулен-Убуши, Очирту-тайджи (Цецен-хан), Хо-Урлюк с сыновьями Шукур-Дайчином и Елденом, Цецен-нойон - двоюродный брат Хо-Урлюка, Тенгери-тойн, Дайчин-Хошучи, Бу Эльден, Батур-хунтайджи, его младшие братья: Мэргэн-Дайчин и Чэкэр, Дайчин-хунтайджи, Эльдэн-нойон, Мэргэн-нойон, Шукур-Дайчин, Эльдэн (Йельден), Дайбун-хунтайджи, Мэдэчи-тайши, Аюши-хатан-батур, Мэргэн-Дайчин, Дамарин и другие.
Ойратский историк Габан Шараб писал, что собравшаяся на съезде элита, в присутствии хутукты(Зая Пандиты Ойратского Намкай Джамцо), возложением на головы свои бурхана Шактямуни Номин сякүсн - хранителя веры и держанием Эрликовой цалмы присягою утвердили законы.
Они торжественно поклялись: «НЕ БУДЕМ ВВОДИТЬ РОЗНИ В СРЕДУ МОНГОЛОВ, НЕ БУДЕМ ОБРАЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ ОДНОЙ С НАМИ КРОВИ ТАК, КАК С РАБАМИ, ХОТЯ Б ОНИ ОБЕДНЕЛИ И ПОШЛИ К НАМ В УСЛУЖЕНИИ; НЕ БУДЕМ ОТДАВАТЬ ПОДВЛАСТНОЙ ИХ ЧЕЛОВЕКУ ИНОЙ КОСТИ, НЕ БУДЕМ ПРОЛИВАТЬ ИХ КРОВЬ, ЗА ДОЧЕРЬМИ В ПРИДАННОЕ НЕ ОТДАВАТЬ, И ИНОСТРАННЫМ НЕ ОТДАВАТЬ, НЕ ТОЛЬКО МЫ, НО И ПОТОМКИ НАШИ ИЗ РОДА В РОД, ДА НЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЗЛА ДРУГ ДРУГУ».(Из источников на тодо бичиг).
Актуальность этих слов в нынешнее время подтверждает мудрость наших предков. И этой клятве ойратские тайши долго придерживались, их потомки помнили наставление предков. Наши отцы-основатели Ойратского ханства ценили простой народ, а в свою очередь народ тянулся к элите.
И теперь неудивительно, что сплоченность общества была на высоком уровне. Мы отдельно напишем статью об ойратской сплоченности, она очень сильно отразилось в менталитете людей.
Время неумолимо ко всем, и достойные люди в своей эпохе, вкладывали не мало усилий, чтобы их имена пережили смерть на целые века! Сегодня в XXI веке, уже в живых нет ни одного ойратского хана и нойона, но есть только мы, и история. Все наши беды, ссоры, возникают из-за того, что народ лишился исторической памяти.
Нашу статью мы хотим завершить высказыванием дербетского тайши Далай-Баатр Хунтайджи: «Дөрвн өөрд нег саадгин сумн, нег эцкин көвүн»
(«Четыре ойрата, как стрелы одного колчана, сыновья одного отца»)
Думаю, нам стоит задуматься над этим высказывании.
(Автор статьи: А. Карманов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев