Хошутский нойон Галдма
Ни об одном из ойратских владельцев не осталось в потомстве столько живых, прекрасных воспоминаний, как о хошутском нойоне Галдаме, сыне Цецен хана от брака его с дочерью зюнгарского Ердени Батур хун тайчжия.
Галдама был рыцарь без упрека или, как выражается ойратский историк емчи Габан Шараб, он был непогрешителен даже в самомалейших поступках.
Галдама является на военном поприще, когда ему было только семнадцать лет. Зимою года Усун Лу (1652 г:) Цецен хан возвратился в свои кочевья из похода на бурутов(киргизов); в этом походе семнадцатилетний Галдама лично заколол Янгир хана, повелевавшего бурутами(киргизами) и киргиз-кайсаками(казахами) и питавшего непримиримую вражду к зюнгарскому Ердени Батур хун тайчжию и его союзнику и зятю хошутскому Цецен хану.
На это событие указывает и ойратская песня, поныне сохраняющаяся в устах приволжских ойратов, или калмыков. Галдама у отца своего Цецен хана просит позволения кинуться в середину битвы и лично сразиться с казахским Янгир ханом(Жангир-ханом), знаменитейшим богатырем того времени.
Слава приветствовала Галдаму на военном поприще: он победил Янгир хана, одного из первейших богатырей, которого тюркские(казахские) племена воспевают в своих песнях. Современные ойратские историки и летописцы на память потомству записали славный подвиг Галдамы, а отец, Цецен хан, в знак особенного своего доверия и уважения к его военным дарованиям, поручил ему охранять Ойратский нутук от набегов бурутов, хасаков-киргиз (казахов) и бухарцев.
С этого времени, то есть с 1652 года до самой кончины своей, 1667 года, Галдама бодро стоял на страже Ойратского нутука, кочуя между реками Таласу, Чуем (Цуу) и Или; сыновья лучших людей (зайсангов) следовали за ним и защищали его своим мечом и грудью, дорожа дружбой и одобрением молодого храброго своего нойона Галдамы и наградою его матери Сулумца хатун. Емчи Габан Шараб говорит, что Сулумца хатун раздавала улба (куртка под панцирем) и бу (ружье) в награду тем из сподвижников Галдамы, которые отличались военными подвигами, чем возбуждала в подвластных охоту повсюду следовать за Галдамою.
Хадудийин юденду Галдама любчилете,
Хадайнан кйондеду хонхолзур тохата.
Садакта сумуйган санчжулан аксадак,
Сайдудийин кюбюден сакшулан дахулдак, Галдама мани ва!
Дйонекен шаргайган чюдертени дасхайа!
Дйочикен батуран дайсундани дасхайа!
Нарихан шаргайган чюдертени дасхайа!
Начин ие шонхоран хунгдуни дасхайа!
Перевод:
Галдама, одетый в военные доспехи, находится у дверей ханов (то есть охраняет ойратские улусы);
Оседланный конь его Хонхолзур стоит в пещере скалы.
Стрелы, находящиеся в садаке, замкнуты у тебя на спину,
Сыновья лучших людей, столпившись, следуют за тобой, о наш Галдама!
Четырехгодовалого солового коня заставим привыкать к треножнику,
40 богатырей заставим привыкать к битве с врагами!
Поджарого солового коня заставим привыкать к треножнику,
Соколов и ястребов заставим привыкать брать лебедей!
Бдительный Галдама, сопутствуемый храбрыми товарищами-богатырями, не боялся нечаянного нападенияruen врагов и не унывал перед ними, несмотря на их многочисленность. Так, во время Цаган Сара года Шорой Нохой (1658 г., когда Галдаме был 23-й год) бухарский военачальник Абуду Шукур с 38.000 войском прибыл к реке Таласу. Галдама, который один, отдельно от кочевья Ойратских владельцев, стоял на границе Ойратских улусов, выступил против него с 3.000 войском; на рассвете нечаянно напал на Абуду Шукура при урочище Хуланчжилин и, гнав до устья р. Кок (Кук), убил его. Шах Хозо с 300 богатырей, оставшиеся позади, были взяты в плен Галдамою, который на каждую лошадь посадил их по два человека и в таком виде препроводил их до пограничного Бухарского города.
Галдама не только охранял южные и юго-западные пределы Ойратского нутука от набега внешних врагов, но принимал деятельное участие и во внутренних делах ойратских.
Первенствующий член Ойратского сейма зюнгарский владелец Ердени Батур хун тайчжи, умерший в 1654 году, разделил свой улус на две части: одну часть отдал одному сыну (любимцу своему Сенге, родившемуся от жены Юм Агас), а другую часть отдал прочим осьми сыновьям. Цецен тайчжи, Чжотба батур и др. старшие братья, будучи недовольны таким разделом наследства и преимуществами своего младшего брата Сенге, который занял место первенствующего члена на Ойратском сейме, старались привлечь на свою сторону других ойратских владельцев, чтоб силою отнять у брата своего улус. Цецен хан поддерживал сторону Сенге хун тайчжия, женатого на его дочери, а брат его Аблай тайчжи поддерживал сторону его противников. Эти раздоры усилились так, что летом года Гал Така (1657 года) зюнгары разделились на две партии: барун гар (южную — в пользу Сенге) и зюн гар (северную — в пользу его противников) и хотели решить спор оружием, но Аблай тайчжи и Галдама (ему было 22 года), сын Цецен хана, прибыли с войсками к р. Емнель (Емель) и рассудили тех и других. Хотя на этот раз Сенге остался обладателем южной части Зюнгарского улуса и первенствующим членом Ойратского сейма, но ненадолго: в 1670 году Сенге был убит своими старшими братьями Цецен тайчжием и Чжотба Батуром.
Предание говорит, что первенствующий член Ойратского сейма хошутский владелец Байбагас хан оставил сыновьям своим Очирту тайчжию (которому Далай лама в 1666 году пожаловал ханскую одежду и титул Цецен хана) и Аблай тайчжию до 130.000 кибиток подвластных, из числа которых 70.000 достались старшему сыну, а 60.000 — младшему. Аблай не мог равнодушно смотреть на преимущество своего старшего брата, будучи жаден к приобретению сокровищ, что подтверждается, между прочим, его нападением на улус торгутского Шукур Дайчина, внук которого Аюки тайчжи жестоко наказал его за это, отняв улус и взяв в плен его самого в 1672 году; емчи Габан Шараб прямо говорит, что Аблай тайчжи потерял нутук вследствие жадности. Цецен хан и Аблай тайчжи в продолжение почти 30 лет вели спор за наследство и преимущества; нередко сходились с войсками решить спор удачею битвы, но всякий раз Галдама, сын Цецен хана, и Цаган, сын Аблай тайчжи, жившие между собою примерно дружно, останавливали междоусобные брани своих родителей. Когда войска начинали уже битву, Галдама и Цаган — один с шахматной доской, а другой с шахматными фигурами — выходили на середину и начинали игру в шахматы, которая продолжалась до тех пор, пока Цецен хан и Аблай, тронутые дружбой своих любимцев, не расходились, прекратив битву.
Споры, неудовольствия и вражда между Цецен ханом и Аблай тайчжием доходили до того, что не могли отвратить их от кровавого столкновения не только Галдама и Цаган, но даже знаменитый хутукту Зая пандита, наместник Далай ламы между ойратами.
Летом года Темур Хулугуна (1660 г.) Цецен хан и прочие хошутские и зюнгарские владельцы собрались на сейм на урочище Тарниха Хара Хочжир. (По неимению данных, трудно судить о причине этого сейма).
Осенью того же года Цецен хан и Аблай тайчжи при хутукте (Зая пандита) имели кратковременное свидание (не говорится ничего о побудительных причинах этого свидания).
Зимою (1661 г.) Цецен хан выступил с войском, Аблай тоже наскоро собрал войско.
Третьего числа первого осеннего месяца года Темур Укер (1661 г.) войска сошлись при речке, именуемой Емелгин Шибету. В этот день войско Аблай тайчжия состояло из 30.000, у Цецен хана тоже было 30.000, но потом, когда (зюнгарский) Сенге и хойтский Солтан тайши присоединились к Цецен хану, последний усилился. Аблай терпел поражение [397] за поражением; сыновья Кундулен Убашия (двоюродные братья и союзники Аблая) оставили его, откочевав вслед за своим нутуком. Аблай, оставшись один, поспешно заперся в сюме (Аблайин кид, о начатии постройки которого упоминает Байков), где держался в осаде полтора месяца, причем пало у него много скота.
«Хотя нам кажется, что небо никогда не прояснится от проливного дождя, ливмя льющегося,
Однако ж таково свойство вещественной природы, что дождь не имеет беспрерывного продолжения, и небо проясняется;
Хотя нам кажется, что люди, внушающие страдания от мирских деяний, постоянно должны страдать,
Однако ж бывает конец страданиям, в которых люди непостоянно же пребывают, но выходят…»
Сайханчжу хатун, сказав это, вышла из сюме и, как бага еке Цецен хана, подробно переговорила с ним. Хан, тронутый ее словами, сказал: «Поистине Аблай причинил мне зло, поступил несправедливо; я же не делал ему никакого зла; однако последую вашему совету». Цецен хан изъявил желание помириться с Аблай тайчжием. Когда происходило их свидание, Галдама с четырьмя или пятью человеками поехал рысцою в укрепленный сюме. Черный народ, претерпевший много горя во время осады, лишь только приметив, что Галдама поистине едет в сюме с малым числом людей, возрадовался и восклицал: «Взошло солнце веселья!»
Цецен хан спрашивал совета у своих союзников: «Отдавать ли улус Аблаю или нет? Если отдавать, то как это сделать?» Мнения были различны: одни советовали взять Аблая под арест, другие советовали отдать часть улуса, некоторые советовали отправить его в чужие страны. Малай Хашха говорил на это: «За кого вы считаете его, разве не за Аблая? Нужно сделать что-нибудь из двух: убить его или возвратить ему улус». Галдама подтвердил его мнение. Цецен хан, признавая их мнение справедливым, возвратил Аблаю все до последней нитки; зюнгарский Сенге также возвратил все, что взял у Аблая во время войны, говоря: «Я вполне согласен с решением Цецен хана и Галдамы; если дано слово все возвратить, то надо исправно выполнить обещание».
Таков был двадцатишестилетний Галдама, мнение которого уважали старик-отец и почтенные и старейшие ойратские владельцы. И этому разумному, благороднейшему мужу суждено было кончить жизнь от яда, поднесенного рукою жены своего отца, в пору силы и здоровья, когда ему было только тридцать два года.
Цецен хан, по обычаю того времени, имел нескольких жен, из которых одна была дочь зюнгарского Ердени Батур хун тайчжия (от нее родился Галдама); другая жена его была Уде Агас, дочь торгутского Хо Орлека. (Мне кажется, что Уде Агас и Дорчжи Рабтан — одна и та же личность, и что она не дочь Хо Орлека, но внука его Пунцука, действительно бывшая замужем за Цецен ханом). Эта Уде Агас имела любовные связи с гелюнгом Гак емчием, который, изучив тибетскую медицину, занимался врачеванием не только ее душевных болезней, как гелюнг, но и телесных, как ачиту емчи, то есть благодетельный лекарь, ибо Цецен хан, бывший за шестьдесят лет, не имел уже возможности и сил принять на себя последнюю обязанность в отношении своей молодой супруги. Тридцатидвухлетний Галдама был случайным свидетелем тайного свидания своей мачехи с Гак емчием; Уде Агас, не желая, чтоб ее тайна разгласилась когда-нибудь, решилась отравить своего пасынка. Скоро представился к тому удобный случай: Галдама захворал. Гак емчи приготовил напиток, в который был подмешан яд, а Уде Агас послала его Галдаме, который, почувствовав действие яда, тотчас же хотел было принять какое-то лекарство, имевшее свойство отвращать действие всяких ядов, но не нашел в кармане — позабыл взять с собою.
Так кончил свою жизнь храбрый, благороднейший Галдама, единственный наследник прав и преимуществ своего отца, единственная отрада его в старости, слава и гордость хошутских владельцев. Цецен хан воспел это печальное событие в песне, которая, спустя двести лет, заставляет еще трепетать сердца приволжских ойратов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев