У калмыков принято считать, что огонь - явление природное, значит он - божественный дар, и потому надо относиться к нему с почтением. Не принято было затевать игры с применением огня, считалось, что подобное развлечение может грозить бедой, когда огонь, вырвавшись из под власти человека превратится в пожар и в жарком пламени его сгорит все, что создано руками человека, и могут погибнуть сами люди. Это всем известно. Как известно и то, что огонь приносит людям большую пользу, если обращаться с ним осторожно.
С давних пор разжигали огонь и ставили на плиту кастрюлю. варили в ней чай. Этим чаем, с молоком, солью, мускатным орехом, маслом, калмыки непременно угощали гостей. Жадным и негостеприимным считался хозяин дома, жена которого не разжигала огонь при появлении гостей и не торопилась сварить свежий, ароматный чай.
В прежние времена топливом для огня служил архсн. Нынешняя молодежь, наверное, не знает ничего о таком виде топлива, а наши дедушки и бабушки, жившие в степи, где нет ни деревьев, ни угля, вычищали базы для скота от отходов, и из этих отходов, предварительно, смешав их с соломой, делали брикеты, которые сушили под солнцем. Этими брикетами и топили печи, а те. кто жил у воды, где рос камыш, топили камышом. Жизнь научила человека не оставлять без внимания зажженный очаг, особенно, если печь топится камышом, который обычно клали в печь снопом, конец которого торчал из открытой печной дверцы. А камыш горит очень быстро, и, если хозяйка, хоть па минуту отвлечется, огонь может перекинуться на домашнюю утварь и сжечь все дотла. А в степи даже в начале прошлого столетия не было не только пожарной техники, по и достаточного количества воды. Поэтому, если в доме начинался пожар, то урон наносился немалый. В связи с этим у калмыков бытовала поговорка: «Эзня гарх гару болжана. му-сяягинь авад одг», что означало: если хозяин этого дома должен был понести утрату, то пусть огонь заодно унесет с собой и его печали, и беды. При этом вещи, которых коснулся огонь нельзя было оставлять в доме, но, если вещь была ценной, к тому же не очень сильно пострадала от пожара, то ее, эту вещь можно было сохранить, предварительно коснувшись опаленного места чем-нибудь острым.
В то же время калмыки считали огонь средством очищения. Поэтому существовал обряд, согласно которому после похорон, люди не имели права войти в дом, не очистив руки огнем. Делается это так. после toго, как гроб с усопшим увезут на кладбище, перед воротами его дома или у порога ставится старое ведро или таз, где разводится огонь. Провожавшие родственника в последний путь люди, вернувшись с кладбища, должны были помыть руки (для этого возле костра ставится ведро с ковшиком), помазать их маслом, затем обе руки подержать над огнем. Иные эту традицию считают недостаточной для очищения и перешагивают через огонь, но вот этого делать как раз не следует, более того подобное действие считается греховным.
Но есть другие обычаи очищения огнем, о них надо помнить;
- Если человек занимался грязной работой, то по окончании ее надо помьггь руки и подержать их над огнем, который горит в домашней печи или над газовой плитой;
- Если по какому-либо случаю накрывается стол, а на нем присутствует спиртное, то прежде всего следует отлить немного водки, плеснуть ее в огонь и при этом произнести: «Цог хяярхн!»;
- Если человек простыл и его лихорадит, после чего на губах появляются болячки, то наши предки лечили их следующим образом: зажигали кюж или спичку и трижды обводили ею болячку слева направо. После этого болячка быстро заживала;
- Если в дом вступает молодая сноха, то по традиции она должна встать на колени на ширдыке (коврике) перед горящей лампадой. В это время ей расплетают косу и заплетают их в две косы, дают ей новое, как принято было издревле, имя, после чего она должна семь раз поклониться огню и бросить в огонь три раза кусочки жира или масла.
- Если по калмыцкому календарю наступил месяц мыши, не забудьте «подкормить» огонь кусочком жира или масла. Мало кому известна эта традиция сегодня. Но было бы совсем неплохо вспомнить о ней и выполнять те ритуалы, которые издавна проводились в месяц мыши. Так вот, в месяц мыши не рекомендовалось юношам жениться, а девушкам выходить замуж. И шумные, веселые праздники в этот месяц тоже не проводились, в доме должна быть спокойная, размеренная жизнь. И еще надо помнить, что два раза в месяц нельзя «подкармливать» огонь.
- Если, следуя традиции, в праздники «Зул», «Цаган Сар» или в честь других событий в доме, перед божницей зажжена лампада, ее нельзя сдвигать с места, пока она не прогорит, иначе вы навлечете па себя грех. А пока лампада горит, надо перед ней молиться с четками в руках.
- Если по какой-либо причине вам следует погасить огонь в очаге или костер, разведенный в степи во время, предположим, отдыха, ни в коем случае нельзя заливать его водой, это грех. У калмыков есть даже проклятие: «Да, зальется твой очаг водой». Вроде бы обычные слова, но смысл был страшен, ибо сулил проклинаемым конец их роду; ведь без огня в доме не будет тепла, не на чем будет сварить пишу, наступят холод и голод. Конечно, в здравом уме вряд ли человек способен столь жестоко проклясть даже своих врагов. Но люди порой бывают непредсказуемыми. Поэтому не стоит своими руками творить беду; если надо погасить огонь, то горящие головни или кизяк можно засыпать песком или землей. Или подождать, пока они сами прогорят. Что же касается проклятий, то у калмыков есть на этот счет мудрое пожелание: « В того, кто кинул в тебя камень, брось в ответ жиром». Другими словами, добро должно победить зло.
- Предки наши вели кочевой образ жизни. Он был обусловлен их хозяйственной деятельностью, поскольку скот надо было перегонять на новые пастбища, где достаточно было корма для скота. Нынче люди живут оседло, но случается, что жизнь требует переезда в связи с учебой или новым местом работы, возможно, в новую квартиру или в новый дом. Так вот первое, что должна сделать хозяйка на новом месте жительства, так это зажечь огонь и сварить калмыцкий чай. А если у вас новоселье, то новое свое жилье человек должен освятить огнем: зажечь сангин идян или кюж. Это своего рода очищение жилья от зла и неприятностей.
- Кстати, прощаясь со старым кочевьем, наши предки разжигали на дороге, неподалеку от кибитки два костра, с двух сторон дороги, и весь скарб домашний проносился между этих костров, затем грузился на телеги, после чего, также меж костров, прогонялся скот, и в последнюю очередь проходили хозяева кочевья. Это был обряд очищения, когда люди возносили молитву с просьбой, чтобы все болезни и неприятности остались на старом месте и не следовали за хозяевами к новому месту их поселения.
- Три особо чтимых дня есть в каждом месяце. По калмыцкому календарю они значатся, как 8, 15 и 30 числа. Называются эти дни - Мацг одр. В эти дни традиция предписывает зажечь зул и помолиться. Считается, что это самые благоприятные дни для общения с богом.
- Но надо помнить и о том, что нельзя зажигать сангин идян и кюж, где ни попадя и когда вздумается. Их рекомендуется возжигать в доме, где человек живет сам вместе с родными и близкими, но не там, где ходят толпы, поскольку подобные места считаются нечистыми. И , возжигая сангин идян и кюж, надо от чистого сердца и со светлыми мыслями молиться богу; только тогда все планы и задумки человека могут осуществиться. Или, как говорит калмыцкая пословица: «У того, кто к богу с верой обращается и конь бежит вперед, не спотыкается».
- Если перед божницей зажжена лампада, сангин идян или кюж, ни в косм случае нельзя тушить их, пока они не прогорят сами.
- И не следует сидеть или стоять спиной к зул.
- В комнате, где горит зул, должна быть спокойная, тихая обстановка, нельзя, чтобы в этой комнате «гулял» ветер, ссорились .люди, занимались обычными домашними делами. Все, что нарушит спокойное горение лампады, может лечь грехом надуши хозяев дома.
- Была у наших предков такая примета: если гремит гром в сопровождении молнии и при этом загорается степь, то это кочевье калмыки немедленно покидали, поскольку считали, что такого рода природное явление есть предупреждение свыше о грозящей этому месту беде.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4