Хан Аюка занимает особое место в истории калмыцкого народа. Его политическая деятельность и личные качества получили весьма высокую, но вместе с тем и противоречивую оценку историков. Но прежде, чем приступить к повествованию о том времени, нужно вкратце рассказать историю его появления на свет.
Аюку можно считать «дитем» монголо-ойратского съезда 1640 г., который родился в 1642 г. в результате брака его родителей, заключенного после этого мероприятия. Решив все политические, религиозные и законодательные вопросы съезда, многие княжеские ойратские семьи, заключили между собой династические союзы, чтобы таким образом укрепить связи, заметно пошатнувшиеся в предыдущие годы. Торгутский тайша Шукур-Дайчин, участвовавший в съезде вместе с отцом Хо-Урлюком и братом Елденом, женил младшего сына Мончака (Пунцуга) на дочери джунгарского Эрдени-Батура-хантайджи, Уралме. Этот брак еще более укрепил союз между торгутским и джунгарским домами, если учесть, что родная сестра Дайчина, Юм-Агас, уже была замужем за хунтайджи и которая родила ему двух сыновей, Сенге и Галдана, – будущих правителей Джунгарского ханства.
Вспыхнувший в 1642 г. дербето-торгутский конфликт из-за перехода к торгутам дербетского улуса Солом-Церена не позволил Дайчину со своим улусом безопасно вернуться из Джунгарии в прикаспийские степи. Торгутский тайша, вернувший из паломничества в Тибет, с младшим сыном вынужден был остаться в Джунгарии еще примерно на долгих 5 лет, но именно здесь в 1642 г. на свет появился долгожданный первенец в семье молодоженов. Младенца при рождении нарекли именем Аюши, что с санскритского означает «бесконечно долгая жизнь» или имя божества долголетия. И, действительно, жизнь отмерила ребенку весьма долгий срок – почти 82 года, что для того времени, особенно в условиях бесконечных войн и политических катаклизмов, было весьма редким явлением. Но его имя в русских документах того времени при написании было искажено, и в историю он уже вошел под новым именем – Аюка.
Противостояние в ойратском сообществе, сложившееся между северной (дербето-хошутской) и южной (джунгарской) группировками ойратских улусов, вынуждало Дайчина умело лавировать и не принимать чью-либо сторону в конфликте. Это позволило ему в 1647 г. вернуться в родные кочевья в Прикаспии, но сына Мончака с его молодой семье в целях безопасности ему пришлось оставить в Джунгарии, в семье свата Эрдени-Батура-хунтайджи. Только в 1652 г. Мончак сумел вернуться домой, но сына Аюку по неизвестным причинам он также оставил в Джунгарии, на попечении деда по материнской линии. В 1654 г. Дайчин после поездки на похороны скончавшегося в 1653 г. свата Эрдени-Батура-хунтайджи и паломничества в Тибет привез своего внука на Волгу и таким образом воссоединил его с отцом и матерью.
Впервые имя Аюки в документах встречается в начале 1660-х гг., и связано это было с заключением шерти в декабре 1661 г., когда главными действующими лицами этого русско-калмыцкого соглашения выступили астраханский воевода, князь Григорий Сунчалеевич Черкасский, и тайша Мончак (Пунцуг). Своего рода гарантией заключенного договора, особенно в условиях продолжавшейся на тот момент Русско-польской войны 1654–1667 гг., должен был послужить брак между Обелханой Муцаловной Черкасской, племянницей Г. С. Черкасского, и Аюкой, сыном Мончака. Однако в течение 1660-х гг. имя Аюки уже не встречается в русских документах: скорее всего, он находился в тени своего отца и поэтому практически не имел никакого политического веса.
В историографии утвердилось мнение, что Аюка, старший сын Мончака, был любимым внуком деда Дайчина. Но Дайчин очень трепетно относился и к своему первому внуку, Манжи-Ялбо, который приходился старшим сыном покойного Даян-Эрке (1616–1644 гг.). Однако в результате кратковременной борьбы, которая закончилась в 1662 г., произошел относительно бескровный переход власти в торгутской правящей семье Дайчина от династической линии Даян-Эрке в лице Манжи-Ялбо к линии Мончака. Последний, являвшимся только третьим по старшинству сыном Дайчина, благодаря умелым политическим действиям сумел закрепить за собой первенствующее положение в торгутском доме и обеспечить условия для будущего прихода к власти своего старшего сына Аюки.
Из книги "Аюка-хан и его время"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3