) — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.
Игорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.
Игорь Александрович Моисеев всегда считал « Калмыцкий танец », входящий в репертуар легендарного коллектива более 70 лет, жемчужиной творчества ансамбля. Он часто говорил в своих интервью: « Танец настолько красив, что когда его смотришь, то чувствуешь запах полыни, дуновение степного ветерка, полет орла или бег лошадей». А историю появления этого танца в репертуаре ансамбля рассказал мне в апреле 1977 года Нарма Цеденович Эренженов, ведущий артист Калмыцкого театра в довоенные годы, а после возвращения калмыков из депортации - директор ансамбля «Тюльпан».
Как известно, ансамбль был создан Игорем Моисеевым в феврале 1937 года. И сразу же встал вопрос о репертуаре. Молодой руководитель исколесил всю огромную Страну Советов в поисках хореографического материала: от гор Памира, едва не погибнув под пулями басмачей и до глухих белорусских деревень. Наконец по его инициативе было решено провести Всесоюзный смотр художественной самодеятельности осенью 1937 года в Москве. Председателем танцевально - хореографического жюри был сам Игорь Моисеев . На этот смотр от Калмыкии поехал молодой артист недавно созданного Калмыцкого национального театра Бада Лиджиев, родом из Цаган-Нура. В числе сопровождающих нашу делегацию была заведующая литературной частью театра Ева Михоэловна Марголис, жена арестованного в сентябре 1937 года директора театра, поэта Санджи Каляева. Оставаться после ареста мужа в Элисте ей было небезопасно, поэтому взяв с собой дочурку Эзию, которой не было и года, она выехала в Москву. Наш соотечественник выступил на конкурсе народных танцев просто блестяще, заняв второе место. Первое место, как и ожидалось, занял представитель Грузии. Игорю Моисееву настолько понравился наш национальный танец , что он попросил молодого артиста показать все элементы других калмыцких танцев и записал все движения с помощью хореографической «нотной» грамоты. Большую консультативную помощь, относительно костюмов, прически, сценического образа и психологии калмыков оказала Ева Михоэловна, прекрасно знавшая обычаи и быт калмыков и неплохо говорившая на калмыцком языке. « Калмыцкий танец » был сразу же включен репертуар ансамбля.
Премьера его состоялась на большом праздничном концерте в честь 20-летия Октябрьской революции 7 ноября 1937 года, на котором присутствовал сам И.В. Сталин, члены политбюро, члены правительства СССР, иностранные дипломаты. С тех пор калмыцкий танец стал бессменным «хитом» во всех гастрольных выступлениях коллектива и на правительственных концертах.
Когда в декабре 1943 года калмыков преступным приказом выслали погибать на север, а автономную республику ликвидировали и все упоминания о калмыках должны были быть стерты с лица истории, Моисеева вызвали в «соответствующие органы» и потребовали снять номер из концертного репертуара. Но Игорь Александрович проявил свойственную ему «упертость»,( что сулило ему большими проблемами, я думаю не стоит объяснять как в те времена поступали с неугодными), и сказал чиновникам от культуры, что если ТАКОЙ номер убирать из репертуара, то тогда надо все номера просто автоматически ликвидировать, а коллектив распустить. Дело дошло до «самых» верхов. В конце – концов, нашли компромиссный вариант: номер оставить, но объявлять его под другим названием. Так, « Калмыцкий танец » был спасен и под другими именами: «танец западных монголов», «танец джунгарских чабанов», продолжал жить на сцене. В 1947 году после Второй мировой войны во время своей первой зарубежной гастроли в Финляндию этот номер был объявлен как «джунгарский», а в во время гастролей в Китайской народной республике в 1954 году как «торгутский». И вот на гастролях во Франции в 1955 году на премьере, в присутствии президента Франции Шарля де Голля, иностранного дипломатического корпуса и советского посольства было объявлено - « Калмыцкий танец !» Когда номер закончился, раздался невообразимый гром оваций, артистов несколько раз вызывали на «бис», а, калмыки - белоэмигранты, присутствовавшие на этом концерте, плакали, не скрывая своих слез. На пресс- конференции после концерта корреспондент парижской газеты «Фигаро» задал вопрос руководителю ансамбля: « Месье Моисеев , Вы не боитесь, что после возвращения в Советский Союз вас расстреляют? Ведь вы пропагандируете искусство народа, высланного в Сибирь и обреченного на уничтожение!» Нависла гробовая тишина. После небольшой паузы Моисеев ответил: «Весь Народ по определению не может быть плохим, и тем более тот который создал такие Танцы».
Сейчас маэстро нет на этой земле, но от себя лично и от своей семьи хочу сказать ему огромное спасибо, за то что перед лицом опасности и тирании он был предан своему делу, и проявив характер увековечил память о моем Народе, и заложил большой камень в фундамент его Его возрождения.
Наш замечательный танец и по сей день является неувядающим «хитом» в репертуаре легендарного ансамбля имени И.А.Моисеева, отметившего 14 февраля 2012 года свое 75-летие, пропагандируя перед зрителями всего мира удивительное танцевальное искусство нашего маленького народа.
https://vk.com/bsk08 ) появилась информация о командире штурмовой роты, гвардии сержанте Абуше Картаеве, который выполнил боевое задание – его отделение в ходе ожесточенного боя, практически дерясь врукопашную, овладело опорным пунктом противника.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2