И каждый аймак состоял из нескольких хотонов (поселений), имел своего зайсанга (предводителя) и был, по сути, боевой единицей всего войска калмыков. Перед битвой всегда происходил определенный ритуал. Приносили сундук, из которого доставали боевой бюшмюд (верхняя одежда) зайсанга. Сам он сидел на кошме впереди своего рода, с него снимали повседневный бюшмюд, одевали для боя. Он, как правило, был спереди бурый от засохшей и застарелой крови врага, его никогда не чистили, а сзади белый.
- В бою каждый калмык должен был видеть, где находится его зайсанг - впереди, он ориентируется на его белый со спины бюшмюд, - говорил отец Церену Санджеевичу. - А для врага бюшмюд зайсанга не сильно отличался из-за своего бурого цвета. Если ты, зайсанг, хочешь жить долго, ты должен биться так, чтобы как можно больше окропить свою одежду кровью врага. Так ты станешь для него не такой явной мишенью. В свою очередь у калмыков этого рода задача - не допустить гибели зайсанга или его захвата." Редко, но такое случалось, когда род терял своего зайсанга в бою. Каким образом? Чтобы определить это, собирался калмыкий суд Зарго, состоявший из представителей знати и духовенства. Если суд выносил вердикт, что род виноват в том, что не уберег своего зайсанга, или же сам зайсанг допустил малодушие - весь род объявлялся виновным. Он расформировывался, и каждый калмык мог взять из этого рода людей для грязных работ [общественные рабы]. Мужчинам этого рода следовало заплетать косу в знак принадлежности к женскому полу.
Такими проклятыми они жили до тех пор, пока на коня не вставал сын зайсанга. Что значит "встать на коня" для калмыка? Отец сажал на коня ребенка с 4 лет, он вырастал на нём. "Встать на коня" - значит стать мужем, быть готовым к бою. Когда эта весть облетала калмыцкую степь, новые хозяева калмыков этого рода обязаны были отпустить их. Они собирались возле своего родового хурула, проводили специальные обряды, сжигали свои одежды, состригали косы. В бой их вел молодой зайсанг. Им ставили самую сложную задачу. "Как правило, в бою сильнее и свирепее их никого не было, - говорил отец Церену Санджеевичу Балзанову. - Более того, впоследствии никто никогда не имел права напомнить такому калмыку о нехорошем моменте в истории рода. Если такое происходило, он имел право убить, что и делал, того, кто его оскорбил.(Ойраты)
https://vk.com/bsk08 ) появилась информация о командире штурмовой роты, гвардии сержанте Абуше Картаеве, который выполнил боевое задание – его отделение в ходе ожесточенного боя, практически дерясь врукопашную, овладело опорным пунктом противника.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2